28 февраля в ряде казахстанских СМИ появилась информация о реформировании Министерства транспорта и коммуникаций в Министерство связи и массовых коммуникаций. СМИ утверждали, что важной причиной преобразования стали украинские события и недавняя рассылка о банкротстве банков.
Прогноз был почти достоверный, 7 марта у Минтранскома и Министерства культуры и информации отобрали часть функций, но передали их новому центральному исполнительному органу – Агентству связи и информации, не входящему в состав правительства.
К слову, это агентство было воссоздано. Ранее оно работало с 2003 по 2010 годы и называлось несколько иначе - Агентство по связи и информатизации. В 2010 агентство было реформировано в Министерство связи и информации, а в 2012 году упразднили и ведомство, отдав эти функции Минтранскому и Минкультуры и информации.
Vласть собрала основные проекты ведомств, ответственных за информационную политику, чтобы понять как менялась эффективность их работы после реформирования и какие проблемы до сих пор остались нерешенными.
Госпрограмма формирования и развития национальной информационной инфраструктуры
В 2003 году президент подписал указ о реформировании Комитета по связи и информации в Агентство по связи и информатизации.
Одним из главных проектов агентства стало продолжение «Государственной программы формирования и развития национальной информационной инфраструктуры». К слову, начата она была еще в 2001 году, а закончиться должна была в 2005. Главные цели программы - внедрение новых информационных технологий, создание рынка информации и повышение роли информационных ресурсов в жизни общества.
Стоимость программы составила 10 505,2 млн. тенге. В 2001-2004 годах для её реализации выделили 4 143,1 млн. тенге, но освоили только 3 247,2 млн. тенге. Кроме того, Счетным комитетом по исполнению республиканского бюджета были установлены нарушения бюджетного законодательства на сумму 538,5 млн. тенге, где 520,2 млн. тенге были неэффективно использованы, а 18,3 млн. тенге необоснованно растрачены.
По заключению счетного комитета, агентство плохо контролировало и анализировало выполнение программы, не разработало единой концепции развития государственных информационных систем и плохо согласовывало действия госорганов при планировании и реализации проектов.
Программа формирования электронного правительства
Следующим основным проектом ведомства стала «Программа формирования электронного правительства», которая действовала с 2005 по 2007. Помимо создания платформы для виртуального предоставления госуслуг и информации, в цели входило и повышение образованности населения в информационной сфере.
Всего на реализацию программы «е-правительства» планировалось направить из республиканского бюджета 51,9 млрд. тенге, в том числе по 150,0 млн. тенге из местных бюджетов. Де-факто за 2005-2007 годы было выделено 17,3 млрд. тенге, а освоено 15,6 млрд. тенге.
Главной проблемой программы стало отсутствие целевых индикаторов в актах нормативно-правовой базы, из-за чего счетный комитет и не мог полноценно оценить достигнутые результаты и основные недоработки программы. К слову, проблемы программы счетный комитет приводил в своих проверочных бюллетенях до 2010 года.
Институциональное развитие СМИ
После того, как Агентство по связи и информатизации допустило провал вышеуказанных проектов, некоторые функции по реализации информполитики были переданы Министерству культуры и информации. И уже в 2008 году Минкультуры занялось институциональным развитием средств массовой информации, для этого еще в 2007 году выделили 3 502,2 млн. тенге.
Впрочем, развитием назвать это можно условно. Из этой суммы по 300 млн. тенге было выделено газетам «Егемен Казахстан» и «Казахстанская правда» для расширения офисной площади и ремонта. Кроме того, газетам удалось ещё и пополнить автопарк, правда здесь они переборщили и превысили лимит - Егемен Казахстан на 24,9 млн. тенге, а Казправда на 16,9 млн. тенге.
Также 402,2 млн. тенге на развитие было выдано агентству «Казинформ». Однако в 2009 году счетный комитет признал агентство убыточным. Оборудование и другой инвентарь общей стоимостью в 88,8 млн. тенге не использовался в производстве, а еще 130,6 млн. тенге были перечислены частным субподрядчикам без учета рентабельности
Активность Министерства связи и коммуникаций
В 2010 году было образовано Министерство связи и коммуникаций, которому были переданы проект электронного правительства и функции Минкультуры и упраздненного Агентства по связи и информатизации.
Впрочем, Минсвязи просуществовало недолго. В 2011 году счетный комитет установил факты использования бюджетных средств с нарушением бюджетного законодательства и других нормативных правовых актов на общую сумму 509,9 млн. тенге. И в 2012 году функции были возвращены Министерству транспорта и коммуникаций и министерству культуры и информации.
Информационный Казахстан-2020
В январе 2013 года президент подписал указ о старте программы «Информационный Казахстан-2020», ответственный за которую был Минтранском, а с 7 марта - заменившее его агентство.
Можно предположить, что эта вторая попытка провести программу 2001-2005 годов. Цель её приблизительно та же - создать информационную среду для социально-экономического и культурного развития общества и развить отечественное информационное пространство.
Сведений о комплексной реализации программы пока нет. Но давайте посмотрим на основные действия государства в инфополе за этот год.
14 ноября экс-министр культуры и информации Мухтар Кул-Мухаммед заявил, что министерство вывело из госучета неактивные СМИ, правда, об их количестве сказано не было. Лишь в конце декабря появилась новость о закрытии газет «Дала мен кала» и «Страна и мир». И буквально на этой неделе стало известно о закрытии гостелеканала «Ел Арна», о чем заявил Ерболат Досаев Министр экономики и бюджетного планирования.
Минкультуры также заявил, что в 2014 году госзаказ на 15 информационных проектов будет дан и негосударственным телеканалам, таким как КТК, НТК, 31 канал, СТВ и Астана. Кроме того государство помогло открыть интернет версии 400 печатным СМИ, а также запустило литературный портал «Адебиет».
Кроме того, в ноябре был курьезный прецедент с резким изменением тональности материалов в государственных СМИ. В частности, газета «Казахстанская правда» и информационное агентство «Казинформ» направили жесткий поток критики в адрес кабинета министров. Впрочем, на этом поток иссяк - государственные СМИ никого не более критиковали.
О результативности программных мер пока неизвестно, счетный комитет тоже еще не проверял ход реализации «Информационного Казахстана».
Проблемы, которые прошли мимо программ
За время реформирования ведомств ответственных за информполитику назрело множество социальных проблем, решение которых программы практически не предусматривали.
Одна из центральных проблем, которую отмечают многие эксперты – потеря контакта с аудиторией и недоверие к власти у населения, перед которым вся идеологическая политика теряет свою эффективность. Еще одна, вытекающая из недоверия проблема - распространение слухов, что делает медиасферу незащищенной от внешнего воздействия.
Другая проблема – устаревшая форма и язык подачи информации.
Третья проблема – экономическая неэффективность. По оценке фонда «Правовой медиацентр» в 2012 году расходы Минкультуры и информации на ведение информполитики были сравнимы с расходами Министерства по ЧС и МИДа и значительно превышали расходы Агентства по статистике (в 7,5 раз) и министерства охраны окружающей среды Казахстана (в 4,6 раз). Кроме того, зачастую в регионах расходы на информполитику выше, чем расходы на строительство объектов спорта или культуры. Но отследить их эффективность крайне сложно.
Как мы видим, реформирование структур ответственных за информационную политику - не всегда эффективно. На протяжении всего этого времени оставался устойчивый тренд некачественного и непрозрачного выполнения информационных проектов. Однако, эксперты говорят, что у государства еще есть временной запас, чтобы решить эту проблему и избежать информационного кризиса.