Нурсултан Назарбаев бодрым шагом вошел в зал, на ходу поприветствовал всех. И сев за стол, сразу же объяснил, почему решил провести это заседание именно сейчас. Напомнив, что премьер-министр Карим Масимов по президентскому поручению посетил все регионы страны, он заявил: «Правительство принимает меры и немало сделано по реализации моих поручений по вышесказанным стратегическим документам». Однако текущая ситуация в мировой экономике требует, по его мнению, пристального внимания каждого руководителя в стране — и в центре, и на местах.
«Все для этого у нас имеется. Имеются поставленные задачи, обеспечено финансирование. Дальнейшая экономическая политика правительства должна базироваться на решении задач, существующих рисках, в которых мы сейчас находимся. Поэтому сегодня мы должны в первую очередь проанализировать текущую экономическую политику, выработать новые меры реагирования с учетом изменившихся условий», — заявил Назарбаев.
Первый отчет представил президенту первый вице-премьер Бакытжан Сагинтаев, рассказав о проделанной работе. Назарбаев остановился на вопросах поддержки малого бизнеса за счет средств национального фонда. Вице-премьер сообщил, что сегодня уже определены инвестиционные проекты в ключевых отраслях экономики, предварительно на сумму 5,5 млрд долларов. Первые 100 млрд тенге, выделенные из Нацфонда на кредитование МСБ, уже доходят до предпринимателей. Банками одобрено 327 проектов на 7,6 млрд тенге, из них фактически профинансировано 218 проектов на 50,5 млрд тенге. на рассмотрении находится еще более 150 проектов. Президент уточнил: действительно ли пошли 100 миллиардов, и, получив утвердительный ответ, спросил: «Работы могут начаться?»
— Они уже начаты, Нурсултан Абишевич, — заверил Сагинтаев. — Более того, 70 млрд тенге уже одобрены для списания с фонда «Даму» со спецсчетов в Нацбанке, Нацбанк уже одобрил списание со своего счета 60 млрд. То есть сегодня можно твердо говорить, что практически 70 млрд тенге уже в руках малого и среднего бизнеса.
Чуть позднее президент отметил, что со своей стороны государство создало условие для развития бизнеса, максимально сократив административные барьеры, упростив лицензирование и предоставив дополнительные меры поддержки. У главы Национальной палаты предпринимателей Аблая Мырзахметова он уточнил, все ли предложения бизнеса изучены правительством и нашли отражение в проведенных реформах, и, получив утвердительный ответ, подытожил: государство условия создало, и теперь ждет отдачи — новых предприятий.
Особый акцент на этот раз президент делал на коррупции. Выслушивая доклад вице-премьера — министра финансов Бахыта Султанова, он спросил, проводятся ли еще государственные закупки традиционным способом. Глава минфина проинформировал, что действительно, помимо электронных закупок, проводятся и привычные тендеры. «Вот там, в госзакупках, все нарушения, все коррупционные действия, хоть мы перевели на электронное, — назидательно указал Назарбаев. — Вот теперь госзакупки остаются главными, надо теперь до конца довести, чтобы все проводилось в электронной форме, через Интернет, чтобы люди не прикасались».
А заодно напомнил и о богатых ресурсах, скрытых в теневой экономике. Ярким примером, по мнению президента, являются неорганизованные рынки, где царят «безобразия, антисанитария». «Неужели бизнесмены наши не могут взять это выгодное дело в свои руки? Надо строить нормальные, крытые, организованные торговые центры. Акимы для этого должны дать быстро землю. Включить их в свободную экономическую зону, освободить от налогов и закрыть все неорганизованные базары в стране», — сказал он Султанову. Глава минфина в ответ заявил: «В рамках плана по снижению теневой экономики работа проводится. Соответствующий законопроект по вашему поручению уже разработан».
В ходе заседания президент несколько раз возвращался к начавшейся в стране второй волне приватизации. И подчеркивал — открытость в этом процессе — главное.
«Первая приватизация как прошла, мы знаем, — напомнил Назарбаев, — сейчас приходится отнимать. И земли, и имущество, которое было. Потому что незаконно было распределено. Кто власть имел, тот и забрал и распределил по своим. Сейчас этого не должно быть. Во-первых, это большое мероприятие государства, чтобы государство отошло от бизнеса. Во-вторых, все эти объекты пойдут в рыночную среду и добавят большое количество деловых людей, облегчится экономика и в бюджет поступят нормальные деньги за счет продажи. Если будет конкурс, если будем продавать тому, кому надо».
Главный критерий, по мнению президента, должен быть таким же, как и при одобрении кредитной заявки в банке — если человек способен платить по счетам, значит, он может брать кредит. Так и с приватизацией — если способен работать и развивать предприятие — может участвовать в приватизации.
Кредитная тема, кстати, прошла в ходе заседания отдельной строкой. Нурсултан Назарбаев дал вполне четкий и конкретный ответ на все обращения о возможности списания займов по кредитам: платить по счетам придется.
«Заемщик обязан платить долги по кредитам имуществом или деньгами. Иждивенцев здесь быть не должно. Это общий порядок. Если не платят, нужно применять механизм банкротства физического лица, как это делается во всем цивилизованном мире. Поэтому все должны понимать, — заявил он. — Вот я занял у вас у кого-нибудь денег, да? И потом говорю: „спиши, я не отдам“. Это то же самое. Как может работать страна, как может работать экономика, если будут брать и не возвращать кредиты? В мире существует порядок — банкрот, если не платишь. А что за банкротством следует, всем понятно».
А предваряя заявление о реорганизации правительства, президент обрушился с критикой на чиновников за бумажные завалы и тягу к заседаниям. «Министры ответственность на себя не берут, перекладывая из одного в другое, одно совещание за другим. Надо навести порядок», — возмутился он.
Назарбаев даже проследил цепочку передачи поручений: «Я дал поручение премьеру, он отсылает своему заму, зам отсылает министру, он своему заму, замминистра отсылает комитету, департаменту, департамент — управлению. Как можно работать? А выполняет все вообще эксперт. Может мне всех вообще убрать и только экспертов оставить?», — задался он вопросом. А, увидев улыбку на лице главы министерства иностранных дел Ерлана Идрисова, осадил его: «Зря улыбаешься, у тебя так же».
Количество госорганов президент сократил сам, объявив, что вместо 17 министерств и 9 агентств останутся 12 министерств и одно агентство. А чтобы сократить количество заседаний, предложил установить график: «Должен быть график, все совещания правительства, министерств проходят только во вторник, до обеда — заседание правительства, после обеда — в министерствах. Все. Дайте людям работать. Свои совещания президентские, я тоже определю определенный день. Принимаю людей в понедельник, работу провожу, допустим, в пятницу, не каждую, к примеру». И работать чиновники будут больше, и меньше времени останется на всевозможные слухи: «Пусть не гуляют по совещаниям, некоторые любят это — ходить туда, посидеть, поговорить. А потом распускать слухи. Главным образом, в Казахстане все слухи распускает государственная служба, чтобы вы знали. Я это хорошо знаю, и негативные тоже. Сидят за оплаченными государством компьютерами и переговариваются непонятно о чем. Нужно ловить, наказывать, выгонять с работы», — заявил он.