Марат Шибутов, Vласть

 

Сегодня все обсуждают новость о том, что вместо руководителя администрации президента Аслана Мусина руководить Высшей аттестационной комиссией при президенте по проведению внеочередной аттестации сотрудников правоохранительных органов будет премьер-министр Карим Масимов. Такое изменение вводится Указом президента от 8 мая №323.

 

Для знающего человека это выглядит как гром среди ясного неба. Дело в том, что это ломает все основные представления о распределении функций между высшими чиновниками страны. Как правило, курирует вопросы кадров всегда руководитель администрации, а премьер-министр занимается только вопросами экономики. Вообще, для нашей бюрократии гораздо важнее Конституции малоизвестный широкому кругу, однако крайне важный Указ президента от 29 марта 2002 года №828 «О некоторых вопросах кадровой политики в системе органов государственной власти», который и определяет поведение любого высшего чиновника – так называемого политического госслужащего.

 

Этот крайне интересный документ построен в виде большой таблицы со следующими колонками:

  1. Название должности
  2. Кем назначается (избирается)       
  3. Кем представляется (рекомендуется) для назначения (избрания)       
  4. С кем согласовывается

 

Практически всех основных чиновников назначает президент и в этом его самый большой рычаг власти. Но вот кто представляет кандидатуры для назначения и с кем это назначение согласовывается и есть одна из самых важных аппаратных вопросов.

 

Согласно указу, премьер-министр представляет или рекомендует для назначения только:

  1. Заместителей премьер-министра
  2. Министров, за исключением министров иностранных дел, обороны, внутренних дел, юстиции
  3. Председателей правлений национальных компаний

 

Согласовываются с ним назначения следующих чиновников:

  1. Ответственные секретари центральных исполнительных органов
  2. Председатели комитетов министерств, за исключением министерств внутренних дел, обороны, иностранных дел и юстиции (совместно с руководителем администрации)
  3. Заместители председателей комитетов противопожарной службы, по государственному контролю за чрезвычайными ситуациями и промышленной безопасностью министерства по чрезвычайным ситуациям (совместно с руководителем администрации)
  4. Заместители председателей Комитета государственного имущества и приватизации, Налогового комитета, Комитета таможенного контроля министерства финансов (совместно с руководителем администрации)
  5. Начальники управлений внутренней политики городов Астаны и Алматы, областей (совместно с руководителем администрации)
  6. Первые руководители государственных высших учебных заведений, назначаемые на должности и освобождаемые от должностей президентом (совместно с руководителем администрации)
  7. Председатель правления Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына»

 

Практически всех остальных высших чиновников представляет для назначения руководитель администрации президента. Это касается прежде всего силового блока. Руководитель администрации представляет для назначения следующих силовиков:

  1. Генеральный прокурор
  2. Секретарь Совета Безопасности
  3. Председатель Комитета национальной безопасности
  4. Руководители органов, непосредственно подчиненных и подотчетных президенту (финансовая, полиция, служба охраны президента, разведка «Сырбар»и т.д.)

 

С ним согласовываются следующие назначения:

  1. Первый заместитель министра обороны - председатель Комитета начальников штабов
  2. Заместители министров обороны, внутренних дел
  3. Заместители руководителей органов, непосредственно подчиненных и подотчетных президенту
  4. Директор Специальной информационной службы, члены коллегии КНБ
  5. Председатель Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры
  6. Командующие видами, родами видов войск Вооруженных Сил Республики Казахстан
  7. Командующие региональными командованиями Вооруженных Сил Республики Казахстан
  8. Начальник Национального университета обороны
  9. Командующий внутренними войсками - председатель Комитета внутренних войск министерства внутренних дел
  10. Председатели комитетов министерств внутренних дел, обороны
  11. Прокуроры городов Астаны и Алматы, областей и приравненные к ним прокуроры
  12. Начальники департаментов центрального аппарата Генеральной прокуратуры
  13. Заместители председателя Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры
  14. Начальники департаментов центрального аппарата КНБ, начальники Академии и Военного института КНБ
  15. Начальники департаментов Службы внешней разведки «Сырбар»
  16. Начальники департаментов КНБ городов Астаны и Алматы, областных департаментов КНБ
  17. Заместители директора пограничной службы КНБ, начальники региональных управлений Пограничной службы КНБ
  18. Начальники департаментов центрального аппарата, главных инспекций, центрального командного пункта, главных управлений министерства обороны
  19. Заместители председателя Комитета начальников штабов
  20. Начальник тыла Вооруженных Сил
  21. Первые заместители главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующих родами видов войск, региональными командованиями - начальники штабов
  22. Начальники департаментов по делам обороны областей и городов Астаны и Алматы
  23. Начальники областных, городов Астаны, Алматы, на транспорте департаментов внутренних дел
  24. Начальники департаментов центрального аппарата, Центра по координации борьбы с особо опасными преступлениями, Академии и Карагандинского юридического института, командиры бригад (соединений) внутренних войск Министерства внутренних дел
  25. Начальник Высшего военного училища внутренних войск
  26. Начальники департаментов центрального аппарата финансовой полиции областей, городов Астаны, Алматы, Академии финансовой полиции

 

Как видно, практически все назначения силового блока проходят через руководителя администрации президента, поэтому логично, что он и возглавлял высшую аттестационную комиссию. Замена его на премьер-министра, который к назначению силовиков вообще никак не относится и с ними не связан, говорит, вероятнее всего, о следующем:

  • Президент обеспокоен тем, каким образом мимо правоохранительных органов прошла активизация террористического подполья в прошлом году
  • Президент обеспокоен тем, почему силовики оказались не готовы перехватить и предотвратить беспорядки в Жанаозене до их начала
  • Позиции руководителя администрации президента Аслана Мусина довольно непрочны и в свете грядущих кадровых перестановок, возможно, он получит другую должность
  • Вероятнее всего, премьер-министр Карим Масимов в ближайшее время поменяет свою должность на другую. И, скорее всего, это будет должность руководителя администрации президента.