Стоит отметить, что само соглашение было подписано 22 мая 2012 года в Чикаго. Далее, республика ратифицировала документ в 2013 году, президент Киргизии Алмазбек Атамбаев подписал проект соглашение 8 июля 2013 года.
Изменения же в себя включают принципиальный моментов: доставкой грузов невоенного назначения в Афганистан и обратно на коммерческой основе займутся исключительно грузоперевозчики Киргизии.
Кроме того, очень примечательно то, что одно из условий транзита - грузы не облагаются таможенными пошлинами, сборами и налогами. Особенно это актуально в свете подписанного Киргизией договора о вступлении в ЕАЭС. Эксперты считают, что власти Киргизии несмотря ни на что, будут пытаться извлечь выгоду.
"Киргизские чиновники, живя в небогатой стране, привыкли использовать любую возможность для заработка. Транзит военных грузов в Афганистан и в обратную сторону - отличная возможность улучшить финансовое положение. Причем не столько страны, сколько личное - например, через аффилированных грузоперевозчиков, услуги охраны, техобслуживания и т.п. Пока будет сохраняться спрос, обеспеченный финансированием, местные чиновники предложат решение проблемы. Ситуация сохранится вне зависимости от участия или неучастия Киргизии в любых союзах и коалициях", - таким мнением с Vластью поделился шеф-редактор среднеазиатской редакции ИА REGNUM Григорий Михайлов.
Схоже мнение Vласти высказал и другой эксперт. Международный аналитик, доктор права университета Глазго, партнер в Stern Advisory Group (Великобритания) и East West Bridges Consulting Виктор Абрамкин обращает внимание, что кроме сугубо политического контекста, нужно взглянуть на географическую карту.
"Мне кажется, для оценки решения Киргизии по продлению Чикагского соглашения о транзите военных грузов стран коалиции из Афганистана стоит посмотреть на карту. Учитывая отказ России от транзита этих грузов через свою территорию, эта ветка кажется тупиковой - собственно куда они, эти грузы будут переправляться? Дополнительных соглашений с Казахстаном, Узбекистаном и другими странами на пути в Европу, сколько я знаю, не существует.
В таком случае у нас получается логическая вилка: либо это очередная киргизская попытка получить некие преференции от РФ и в известной степени от своих ближайших соседей, либо эта же попытка в соединении с желанием обрести натовское вооружение и технику в качестве подарка или по бросовым ценам" - предполагает эксперт.
При этом эксперт склоняется больше ко второй версии.
"Второе мне представляется наиболее вероятным, поскольку устроило бы обе стороны и Киргизию, и Коалицию, которой оставлять вооружение в Афганистане не с руки, а вывозить его в районы собственного расквартирования и дорого, и может привести к нарушению существующих соглашений о количестве и местах размещения обычного вооружения. Иными словами, ничего, кроме раздувания щек Бишкеком я в этом решении не нахожу", - заключил международный аналитик.
Между тем, в СМИ несколько раз появлялась информация о том, что Киргизии намерена активно участвовать в новой миссии НАТО в Афганистане "Решительная поддержка". Однако МИД опроверг информацию о каких-либо переговорах на эту тему. Хотелось бы отметить, что в информационном поле так же не редко возникали и сообщения о том, что страны Центральной Азии, могут получить американскую военную технику, используемую в Афганистане безвозмездно. Однако до сих пор о таких прецедентах неизвестно. Кроме того, возникает другой вопрос, в случае возобновления транзита грузов НАТО по территории Киргизии "невоздушным" путем, по чьей территории эти грузы будут доставляться дальше? До сих пор четкого ответа на этот вопрос - нет.