Дмитрий Мазоренко, Vласть

 

В конце марта Серик Ахметов разменял первые полгода на посту главы правительства. За эти шесть месяцев премьер провел не один десяток заседаний правительства, неоднократно посещал регионы, провел множество рабочих совещаний и встреч, в том числе и с представителями других стран. А также сменил 3 министров.

 

За срок своего премьерства Серик Ахметов дал ряд важных поручений, правда, их изначальным инициатором был президент Казахстана. Одним из ключевых моментов за эти полгода стало принятие стратегии «Казахстан 2050», которая во многом должна предопределить дальнейший план действий правительства.

 

Наиболее важные поручения Ахметова прозвучали 23 января на заседании правительства, среди них – вынесение решений о месте строительства и конфигурации атомной электростанции, разработка предложений по созданию Единого пенсионного фонда, разработка новой Дорожной карты антикризисного реагирования, строительство ряда железных и автомобильных дорог, а также внесение на рассмотрение концепции проведения EXPO 2017.

 

В последующем были также даны поручения о начале реконструкции Павлодарского и Шымкентского нефтеперерабатывающих заводов, и начале строительства газопровода «Тобол-Кокшетау-Астана».

 

Об оценке исполнимости этих поручений говорить сложно, однако, читая отчеты с заседаний правительства, можно заметить, что из раза в раз премьер задает по ним вопросы и требует отчетов о нынешнем положении дел. О контроле исполнения задач свидетельствуют и перманентные публикации в СМИ, которые рассказывают о ходе исполнения поручений.

 

Региональные и зарубежные командировки, частые совещания и заседания, а также контроль за исполнением поручений – все это дает возможность предполагать, что работа правительства направлена на достижение практических результатов.

 

Vласть попросила политологов оценить эффективность первых 6 месяцев премьерства Серика Ахметова, а также рассказать об основных достижениях, сильных и слабых сторонах премьера и предположить, на что будет направлена его работа в ближайшем будущем.

 

Политолог Эдуард Полетаев считает, что Серик Ахметов пока проявляет себя хорошим образом, однако, давать полноценную оценку сейчас сложно:

 

«Каких-то серьезных форс-мажорных ситуаций, которые смогли бы показать Серика Ахметова как кризисного менеджера, пока не случилось. Сейчас Ахметов не хуже и не лучше других, но в то же время, благодаря своей энергии, он показывает себя с лучшей стороны. Запал не пропал и та энергия, которая от него исходит - от его поездок по регионам, от назначенцев, показывает, что он вполне справляется с обязанностями. Ахметов вполне встроен в неформальные требования, необходимые для должности премьер-министра. Он достаточно публичный человек, не боится ответов на сложные вопросы. Как от генератора идей и проектов, которые существуют у исполнительной власти, пользы от него достаточно много. Если недостатки и есть, то они отображают суть самой системы, которая сложилась в нашей стране. Каких-то явных просчетов в его работе не было. Поэтому, пока судить сложно. Обычно, результаты удобнее подводить в конце или начале следующего года, опираясь на неосвоенные министерствами бюджеты, или на проваленные или невыполненные госпрограммы. Работа же его будет направлена на выполнение поручений президента и ряда госпрограмм. Есть краткосрочные и долгосрочные задачи, то же послание президента или стратегия «Казахстан 2050». Но у правительства есть сейчас и краткосрочные задачи: посевная-уборочная компания, реформы госуправления, есть важные вопросы по ценам, пенсионной реформе».

 

Политолог Марат Шибутов тоже считает, что оценивать деятельность премьера рано, поскольку значимых достижений пока нет:

 

«На мой взгляд, пока не видно никаких свершений Ахметова, поскольку в течение этих шести месяцев он только входил в курс дела и продолжал то, что было начато при Масимове. Также необходимо учесть, что шло изменение самого состава министерств. Это парализовало работу госаппарата. Так что пока об Ахметове как об управленце и его достижениях говорить рано. Думаю, необходимо, чтобы прошел год. Посмотрим, как премьер-министр справится с паводками и посевной кампанией, а после этого и скажем насколько он успешен. У премьер-министра, как у хозяйственника, цикл работ в течение года уже определен - посевная, паводки, подача воды на орошение, ремонт дорог, строительство, сбор урожая, отопительный сезон, выполнение ранее принятых программ и т.д.».

 

По мнению политолога Айдоса Сарыма, у Ахметова есть все шансы стать хорошим премьером, но пока, как политическая фигура, он себя не проявил:

 

«Ахметов имеет хорошее реноме как управленца и человека, что реализовывает и добивается намеченных целей. Но в нынешних условиях он проявляет чрезмерную осторожность и как ключевая фигура на политическом олимпе Казахстана еще себя не проявил. С другой стороны, видно, что на него давят. Он напоминает мне человека, который зашел в кабинет, а ключи от сейфов и тумбочек остались у прежнего хозяина. Ему нужно делать все, чтобы забрать эти ключи, либо же изготовить новые. И эта часть пока получается у него слабо. Кабинет Ахметова – естественное продолжение кабинета Масимова. И он продолжает реализовывать те резонансные проекты, которые может быть и не решился реализовать Масимов: это декретные, пенсионный возраст, создание ЕНПФ. И в истории Казахстана он может остаться как самый антисоциальный премьер-министр. При том, что часть обсуждаемых в обществе инициатив, может не являться его личной повесткой дня. У него есть набор хороших компетенций, который может сделать его сильным премьер-министром. У него есть хороший опыт работы в местных исполнительных органах. Но должность премьер-министра требует, чтобы он проявлял себя как политик, а не как исполнитель или крепкий хозяйственник. Сегодня мы видим, что по многим аспектам на виду находятся вице-премьеры, а сам премьер-министр, ни как человека наделенного особыми полномочиями, ни как политика мы не наблюдаем. И самое плохое - мы не понимаем каких ценностей придерживается Ахметов. Кто он по своей натуре: либерал, демократ, социал-демократ, кто он? В дальнейшем его работа будет сосредоточена на решениях вопросов социального блока: на создании ЕНПФ, на пенсионном возрасте женщин и декретных. На его период руководства приходятся вопросы создания Евразийского Экономического Союза, вступления в ВТО, и проблемы по Таможенному Союзу. Есть угроза, что все непопулярные решения, которые скапливались на протяжении долгого времени, могут быть связаны с его именем, то есть, весь негатив он может взять на себя. Хотя, это могут быть и не его инициативы, не его программа, и вовсе не то, что он хотел бы делать».

 

Политолог Максим Казначеев, также уверен, что о результатах говорить пока рано, поскольку большая часть времени премьер-министру потребовалась для переформатирования работы правительства:

 

«Я думаю, что львиная доля времени премьерства Ахметова ушла на переформатирование работы правительства для налаживания работы. Плюс ко всему, на первые месяцы работы премьера пришелся ряд очень серьезных идеологических заявлений власти, и послание президента и заседание правительства с президентом, в рамках которого были поставлены новые задачи к органам власти. После середины декабря проходили изменения принципов работы правительства, связанных как с президентским посланием, так и с новыми задачами перед кабинетом министров. По большому счету, у кабинета пока не было достаточного времени, чтобы показать какие-то серьезные результаты. Изменялись приоритеты работы правительства: от технической реорганизации к реорганизации идеологических, экономических и социальных приоритетов. О серьезных успехах на премьерском посту говорить тоже пока рано. В будущем же его работа будет направлена на приоритеты определенные президентом: изменение некоторых социальных стандартов, плюс попытка делегировать часть полномочий на уровень регионов, создание министерства регионального развития и т.д.».