Софья Пашкова, Астана, Vласть

 

Вопросы совершенствования системы защиты конкуренции на товарных рынках стали предметом обсуждения на очередном заседании правительства. Причем премьер-министр Серик Ахметов ясно дал понять: именно развитие конкуренции – это главный приоритет для кабмина.

 

 

Председатель Агентства по защите конкуренции (АЗК) Болатбек Куандыков отметил, что развитию здорового рынка сегодня препятствует необоснованное участие государства в предпринимательской деятельности и несовершенство законодательства страны.

 

Чтобы улучшить законодательную базу, глава АЗК предложил внедрить методику ОЭСР – так называемый анализ регуляторного воздействия, позволяющий выявлять неэффективные методы регулирования.  Эту же методику предложено распространить и на нормы по внедрению мер государственной поддержки. Куандыков пояснил, что зачастую меры господдержки не достигают ожидаемых целей. «Это потому, что возникают условия неэффективного распределения ресурсов и появления неверных рыночных сигналов. Более того, могут возникнуть предпосылки к появлению и существованию убыточных и неэффективных предприятий, построивших свою бизнес-модель на иждивении за счет государства. Из-за таких мер поддержки увеличивается нагрузка на бюджет, возникают препятствия в развитии конкурентной среды, потому что появляются неравные условия хозяйствования», - пояснил он, приведя в качестве примера субсидирование сельхозпроизводителей, которые получают господдержку из расчета на гектар обработанной земли, вне зависимости от того, будет ли получен урожай с этих гектаров.

 

Акцентировав внимание на вопросах сокращения госучастия в предпринимательской деятельности, глава АЗК отметил, что его ведомством уже рассмотрено около 5,5 тысяч ходатайств на дальнейшую деятельность субьектов квазигосударственного сектора (госпредприятия, АО, ТОО). При этом, напомнил он, в соответствии с законодательством, предприятия с госучастием, получившие отказ на дальнейшую деятельность, должны быть приватизированы или преобразованы в госучреждения. «Однако, несмотря на данное предписание, госорганы зачастую не торопятся передавать подведомственные организации в конкурентную среду. В настоящий момент из 447 предприятий, получивших отказ, 226 предприятий до сих пор не переданы в конкурентную среду», - констатировал Куандыков.

 

Одной из причин такой ситуации, по его мнению, являются «существующие нормы Закона «О государственных закупках», предусматривающие закуп из одного источника у госпредприятий и юридических лиц со 100% участием государства, а также непривлекательность данных активов, их переоценка и убыточность». Наряду с этим, действует и постановление Правительства от 11 июня 2007 года № 483, позволяющее госпредприятиям, получившим отказ оставаться на рынке в форме АО, ТОО. В связи с этим, глава АЗК предложил поставить на утрату это постановление, и пересмотреть нормы закона о госзакупках, в части применения порядка осуществления госзакупок из одного источника у предприятий с участием государства, что будет большим стимулом для развития частного бизнеса и конкуренции.

 

Еще одним препятствием для развития конкуренции является существование в стране Реестра доминантов – субъектов, занимающих на рынке доминирующее положение. Сам реестр, по мнению главы АЗК, является серьезным административным барьером для субъектов рынка, поскольку используется для введения каких-то обязательств и ограничений, вплоть до государственного ценового регулирования. Причем речь идет фактически именно о субъектах рыночных отраслей; субъекты естественных монополий в данный реестр не входят.

 

При этом существование Реестра зачастую не позволяет и госорганам оперативно реагировать на злоупотребления доминирующим положением. В качестве примера г-н Куандыков привел ситуацию с сотовыми операторами, применяющими необоснованно высокие цены на услуги интерконнекта. «В период обжалования сотовыми операторами решения о включении их в Реестр по услуге интерконнекта, отраслевому регулятору (Минтранском) на протяжении более полутора лет не позволялось провести экспертизу цен, а Агентству рассмотреть действия доминантов на предмет  злоупотребления своим положением. Тарифы на интерконнект в Казахстане являются очень высокими и влияют на конечную стоимость мобильной связи. Буквально недавно вступило в законную силу решение суда в пользу Агентства, в связи с чем, в скором времени ожидается снижение цен на услуги сотовой связи после проведения соответствующей экспертизы. Если бы у нас не было этого реестра, мы бы это снижение сделали уже год назад», - пояснил он.

 

С такой трактовкой ситуации с сотовыми операторами не согласился глава министерства транспорта и коммуникаций Аскар Жумагалиев, напомнив, что само разбирательство по высоким тарифам инициировало именно министерство, и на сегодняшний день работа в этом направлении проводится и дальше. Премьер-министр оборвал его на полуслове: «То, что у нас самые высокие тарифы – вы согласны с этим?».

 

«Нет, не согласен. 46-е место по данным ООН, наши тарифы сегодня занимают  в мировой картине. В целом, ситуация по тарифам достаточно оптимальна», - заявил министр. И вновь был прерван премьером: «Только в последний год снижаются тарифы. О чем вы говорите? Что, мы не знаем, какие тарифы на К-cell, что ли? Или на другие? То, что он говорит, что снизили только благодаря разбирательствам – это факт».

 

Сам премьер, после недолгого обсуждения высказался категорично: работу по развитию в стране конкуренции нужно продолжать. И никаких вариантов быть не может. Да и о реестре доминирующих предприятий стоит задуматься, нужен ли он вообще. «Для чего в этом реестре мукомольные предприятия или хлебопекарне, даже если находится один в районе, - задался он вопросом. - Если там появятся еще частные предприятия, и будут лучше и качественнее делать – пусть лучше обанкротится, чем будет сидеть в реестре и получать привилегии». И твердо подытожил: «Уровень развития любой страны зависит от уровня развития конкуренции, защиты бизнеса.

 

 Защита бизнеса – это развитие конкуренции в стране. Чем меньше мы будем регулировать, невидимая рука рынка она должна сама развивать экономику».