Дарья Смирнова, специально для Vласти

 

В Казахстане, занимающем первое место в мире по объемам добычи урана, вынесен приговор по второму «урановому делу» в отношении экс-главы национальной атомной компании Казатомпром Мухтара Джакишева.

 

Арестованный в мае 2009 года и осужденный по обвинению в коррупционных преступлениях на 14 лет лишения свободы Джакишев, сегодня, по решению Сарыаркинскинского районного суда N2 Астаны получил 10 лет. «Вынесен приговор по второму делу. Суд назначил ему десять лет лишения свободы по этому приговору. Но «поглотил» ранее вынесенный приговор, то есть, всего к отбытию наказания по обоим делам 14 лет оставили», - сообщил в четверг агентству «Интерфакс-Казахстан» адвокат Джакишева Нурлан Бейсекеев.

 

Джакишев был главным и пока единственным публично названным стороной обвинения фигурантом в «деле о продаже урановых месторождений». На сегодняшнем процессе, по словам его адвоката, Джакишев не присутствовал.

 

«Это достаточно странная ситуация, по моему мнению, потому что при всяком имущественном преступлении должен быть определен ущерб, который был причинен юридическому лицу,  который должен требовать его взыскания. Если иски не заявляли ни государство, ни компании которые представлены в виде потерпевшей стороны, то не может быть речи об имущественном вреде, который был причинен», - считает Бейсекеев.

 

Джакишев осужден за незаконную продажу урановых месторождений иностранным компаниям. Следствие посчитало, что на посту главы урановой компании Джакишев незаконно продал доли в разработке почти половины крупных месторождениях на территории страны компаниям из оффшорных зон.

 

«Я искренне считаю, что такие менеджеры как Джакишев могли бы больше пользы принести для страны на свободе. И очень жаль, что такие системно мыслящие люди попадают в клещи далеко не правовых разборок. Начнем с того, что Казатомпром - это не закусочная на трассе Алматы-Астана. Это режимная структура, которая находится под контролем силовых структур и международных организаций. Когда говорят о правонарушениях там, надо понимать, что ответственность за это должны нести не только топ-менеджеры, но еще и широкий круг лиц, которые так или иначе контролируют эту нацкомпанию», - комментирует Vласти приговор политолог Айдос Сарым.

 

Джакишев в Казахстане и за пределами страны не раз назывался «политическим пленником». «Очевидно, мне не приходится рассчитывать на справедливость в своей стране, и моя судьба уже предрешена. Но я хочу заявить народу Казахстана о своей невиновности», - заявил после оглашения первого приговора в 2010 году Джакишев в своем открытом письме.

 

Сразу после предъявления обвинения Джакишеву группа известных в Казахстане бизнесменов, в числе которых председатель совета директоров Казкоммерцбанка Нуржан Субханбердин, строительный магнат Сержан Жумашев и предприниматель Нурлан Смагулов, обратились к президенту Нурсултану Назарбаеву с письмом в поддержку Джакишева. «Необъяснимым кажется его арест, который негативным образом отражается на бизнес-климате внутри страны, так как казахстанские предприниматели больше не чувствуют себя защищенными законом», - говорилося в их письме.

 

По их мнению, Джакишев за 10 лет руководства компанией вывел Казатомпром в число мировых лидеров атомной промышленности. Тогда в своем письме бизнесмены просили президента повлиять на ход событий, изменить меру пресечения в отношении экс-главы Казатомпрома, обеспечить ему выбор адвоката, а также честность и прозрачность следствия.

 

«… я данные уголовные дела отношу к разряду «образцово-показательных», «назидательных», цель и задачи которых лежат в области политики и межклановых разборок. Других объяснений у меня нет», - говорит Сарым.

 

Защита экс-главы Казатомпрома уже заявила, что обжалует приговор. Однако, политологи, склонны считать, что это не поможет Джакишеву.

 

«Я думаю, что он может претендовать на УДО. Но опять же многое будет зависеть от того, кто будет за него хлопотать, кто будет конкретно администрировать политическими вопросами в «Ак орде» и так далее», - говорит Сарым.

 

«Весь процесс, как и приговор (10 лет) напоминают нам о советских репрессиях в 1930-е годы…», - написала в четверг в Facebook старшая дочь Мухтара Джакишева Айгерим.

 

Фото из архива Vласти