Переселение сельчан поделено на два этапа: в первой партии оказались семьи, в состав которых входят пенсионеры, инвалиды и пострадавшие дети. Этим людям уже выделены квартиры в новых пятиэтажных домах в городе Аксай.
«На переселение первым этапом было одобрено 82 семьи, для которых подготовили 128 квартир, - рассказывает заместитель акима Бурлинского района Кайрат Утегенов. - Распределение происходит по принципу 15 квадратных метров на одного человека, некоторые семьи получают по две, три и даже по четыре квартиры. Кроме того, площадь предоставляемого жилья должна соответствовать той, которая сейчас имеется у берёзовцев. В любом случае жители должны улучшить свои жилищные условия».
По словам замакима, сельчанам выплатят компенсацию, на которую они могут нанять технику для переезда, а если кому-то понадобится помощь, то акимат обещает не оставаться в стороне. Что касается второго этапа переезда - людям предлагают квартиры в Аксае, частные дома в микрорайоне Аралтал или в посёлке Бурлин. Строительство этого жилья ещё не ведётся, поскольку жители должны определиться окончательно, кто и куда хочет переехать.
«Мы планировали эту работу вообще в сентябре, но люди до сих пор пишут заявления, меняют своё мнение, передумывают, - продолжает Утегенов. - Что касается подъёмных, которые выплатят сельчанам, то сумму я озвучить не могу, поскольку выплатами занимается компания «КПО б.в.». Скажу лишь, что сумма уже утверждена и в скором времени мы её обязательно озвучим официально. Подъёмные будут выплачиваться на семью, плюс отдельная сумма на каждого зарегистрированного в доме человека».
Этим летом в посёлок приезжала независимая комиссия, которая оценивала собственность сельчан для последующей выплаты компенсаций. «Каждый дом в Берёзовке оценивался по ряду критериев и по каждому из них проводилась индивидуальная оценка компенсации. Сейчас люди открывают счета в банках», - сказал пресс-секретарь акима Западно-Казахстанской области Кайрат Абуов.
Однако, сумма компенсаций остаётся неизвестной и для самих берёзовцев: «Мы до сих пор не знаем, во сколько оценили наши дома и когда заплатят компенсацию - вообще тишина, - рассказывает житель Берёзовки Тлек Темиргалиев. - Уже восьмую неделю нам обещают дать более конкретную информацию, но до сих пор ничего толком не могут сказать».
При желании сельчане могут отказаться от квартир, выделяемых акиматом и КПО и потребовать денежную компенсацию, но, как сказали чиновники, она будет оцениваться по стоимости сельских домов, проведённых независимой оценочной компанией. Поэтому такой вариант люди не рассматривают: вряд ли на полученную сумму можно будет купить достойное жильё.
О том, что жители всё-таки покинут свой посёлок, стало известно летом этого года. По официальной версии переселение связано с расширением производства нефтегазоконденсатной компании КПО. По неофициальной - с прошлогодними массовыми обмороками школьников. 28 ноября 2014 года в районной больнице оказались 25 школьников - дети испытывали тошноту, головокружение, судороги, головные боли и теряли сознание. В больницу попали и несколько взрослых, но они через какое-то время пришли в себя, а вот у некоторых детей до сих пор случаются обмороки. Жители Берёзовки много лет жаловались на плохую экологию в поселке. Сейчас жители настаивают на том, что дети теряют сознание в результате отравления вредными веществами, которые попали в воздух во время отжига на месторождении. За день до событий люди слышали громкий хлопок и яркое пламя на одной из газовых вышек. Отчасти версия жителей подтвердила прокуратура ЗКО: накануне на месторождении из-за сбоя подачи электричества вышел из строя компрессор и произошёл непроизвольный выброс газа в атмосферу. Однако, официальная версия не связывает этот инцидент с отравлением детей. Летом была озвучена ещё одна точка зрения, согласно которой, массовая потеря сознания произошла из-за угарного газа в котельной местной школы. Сельчане с этой версией не согласны и в качестве опровержения приводят довод: весной и летом котельная не работала, но на протяжении этого времени дети продолжали падать в обморок.
«Несколько родителей активно пытаются добиться компенсации и какой-то реакции со стороны властей и компании «Карачаганак», - говорит консультант общественной организации Crude Accountability Сергей Соляник. - Люди за свой счёт возили детей в Москву, где поставили заключение об отравлении токсическими веществами, но власти до сих пор продолжают расследование».
По словам родителей пострадавших школьников, после обследования в Москве и прописанного курса лечения, дети стали чувствовать себя лучше.
«У сына пока что нет судорог и обмороков, и это хорошо, - рассказывает Тлек Темиргалиев. - Но он часто жалуется на боли в руке, головокружение и боль в глазах. Московские врачи сказали, что судороги и обмороки случались из-за воздействия токсических веществ. Нам назначили лечение, подготовили список лекарств с подробной инструкцией, объяснили, что и когда принимать. Лечение проходим до сих пор».
Казахстанские медики факт отравления не выявили, хотя превышение допустимых норм по выбросам с месторождения был подтверждён официально.
«Мы считаем, что отравление происходило малыми дозами и продолжалось на протяжении многих лет, - говорит Соляник. - Это подтвердили и официальные органы, которые поставили в декабре прошлого года собственную станцию мониторинга, а в апреле уведомили, что зафиксированы небольшие превышения по сероводороду. Вы представляете, что каждый день вы будете дышать воздухом пусть с незначительной, но всё-таки повышенной концентрацией вредных веществ? И дети уже выросли в отравленном посёлке! Месторождение-то работает с 1998 года. Мы предполагаем, что произошёл так называемый триггерный эффект - вредные вещества накапливались долгое время, затем произошёл очередной, теперь уже крупный выброс, и дети стали падать в обморок».
В ноябре Crude Accountability совместно с Казахстанским международным бюро по правам человека презентовала 14-минутный фильм «Берёзовка. Исход». В фильме рассказывается о жителях посёлка Берёзовка, которые собираются навсегда покинуть родные места. Авторы считают, что этим фильмом они смогут привлечь ещё большее внимание к экологическим проблемам Западного Казахстана.