Когда я изъявил желание прокатиться под стук колес и в автобусной тряске с градоначальником Болатом Бакауовым, его пресс-служба пригласила меня в парк имени Юрия Гагарина. В преддверии его открытия после кардинальной реконструкции аким провел там финальный обход. Комиссия гуляла по новым дорожкам, и на удивление никто из чиновников и подрядчиков не поскользнулся, ибо плитки, как и весь город, оказались в плену наледи. До открытия остаются сутки, но аким заявил, что нагнанная сюда техника и рабочие очистят все до прихода горожан.
Не по нраву акиму пришлось освещение в обновленном «гагаринском» парке — по его мнению, темноваты дорожки для вечерних прогулок. Бакауов заметил, что либо столбы с фонарями надо сделать ниже, либо заменить лампы на более мощные. Затем он отпустил водителя, подчиненных и отправился на автобусную остановку. И вновь мы шли по обледенелой дороге, внимательно поглядывая под ноги.
— Скользко в городе, а еще «Водоканал» после ремонтных работ не закопал все ямы. Вопросы эти в одночасье не решить, но работаем. Сегодня провел второе совещание за неделю на эту тему, — рассказывает аким, держась за желтый поручень.
Жалоба на гололед – самая частая за последние дни, из тех, что поступают на WhatsApp акима города, начавший работать осенью. Смартфон этот Бакауов носит лично, а не кто-то из его помощников. Получает он и сетования по поводу коммуналки, и добрые пожелания. Недавно кто-то из горожан восхитился зелеными глазами акима. Об этом он сам в шутку рассказал на брифинге.
Аким делится, эта поездка у него седьмая за последние два месяца. Летом цена проезда на автобусе и трамвае выросла до 60 тенге: с 50 и 55 тенге соответственно. Транспортники уверяют, что павлодарский, теперь единый тариф – самый низкий в стране. Мол, он вполне себе социальный против средней по республике цены в 90 тенге за билет.
— Цену за проезд подняли, и надо узнать, насколько обоснованно. Решение о продаже автопарка №1 было непростое и ответственное. За 1,2 миллиарда тенге мы его реализовали. В конце декабря получим 36 новых автобусов, половина из них уже здесь. Думаю, это большое событие в турбулентность кризиса, — рассказывает аким и в это время к нему подходит кондуктор.
Она не узнала акима. Сам же градоначальник считает, что горожане особо не знают его в лицо, но тут же добавляет, что это хорошо. Мол, работать надо, а не мелькать на публике. Впрочем, госслужащие, коих по наблюдению акима в общественном транспорте немало, здороваются с акимом.
— По лицу узнаю коллег, но по именам, правда, не всех помню, — признается Бакауов.
В этот раз в поездку аким взял с собой своего заместителя Ержана Иманзаипова и начальника отдела ЖКХ и пассажирского транспорта Вадима Ковальчука. Очевидно, чтобы смогли давать утоняющую информацию на вопросы трех журналистов.
Сегодня в Павлодаре курсируют 150 автобусов. Когда к ним прибавятся 36 новых, то микроавтобусные маршруты, по замыслу властей, будут вытесняться на второстепенные улицы. Бакауов считает, что маршрутки – менее безопасный вид транспорта, так как в них лишь один аварийный выход в отличие от автобусов.
Мы незаметно доезжаем до автовокзала. Болат Бакауов собирается проехать на другом автобусном маршруте в центр города.
Но подъезжает трамвай, и аким предлагает поменять вид транспорта. Бежим в салон.
Спрашиваю у акима, нет у него ощущения, что холодно в трамвайчике.
— Нормально ведь, — парирует он.
— Да, но и за окном пока не сильные морозы.
— В трамвае и не будет тепло. С такими-то дверями. Понятно, что в 30 градусов внутри станет прохладнее. Но я считаю, что вполне нормально для всего лишь транспортного средства. В салоне светло, остановки объявляются.
По итогам поездок особых замечаний к транспортникам нет. Единственное, что аким просил – не делать аудиообращений к пассажирам о том, чтобы те были внимательны из-за активизировавшихся воришек-карманников. Бакауов считает, что у приезжих после таких страшилок портится впечатление о городе, ведь Павлодар, по его убеждению, дружественен к гостям. Оповещения о безопасности аким поручил давать другим способом.
Мы выходим из трамвая и вновь идем на автобусную остановку.
— Дальше какие у вас планы на сегодня, Болат Жумабекович?
— Наступает личное время, — пошутил было аким, но добавил, что все-таки надо ехать на работу, потому что к концу года хочется доделать многое, а в декабре и без того немало выходных дней.
На маршруте №21 Бакауов добрался до городского акимата.