Справка Vласти:
Аскар Абылайулы Идрисов родился в 1975 году. Имеет два высших образования. В 1997 году окончил Жезказганский университет им. Байконырова, в 2005 году – Казахский национальный технический университет им.К.И.Сатпаева. По квалификации инженер-электромеханик, экономист. Кандидат экономических наук.
С 1999 года на государственной службе. Работал ведущим специалистом, позже главным специалистом Агентства Республики Казахстан по поддержке малого бизнеса.
С 1999 по 2002 годы был главным специалистом, начальником управления Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса.
С 2002 по 2003 годы работал начальником управления Комитета по поддержке малого бизнеса Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан.
С 2003 по 2008 годы был консультантом, затем главным экспертом, заведующим сектором предпринимательства и товарных рынков отдела производственной сферы и инфраструктуры, заведующим сектором диверсификации экономики отдела индустриально-инновационного развития канцелярии премьер-министра Республики Казахстан.
В 2008 году работал директором департамента стратегического планирования и анализа министерства индустрии и торговли Республики Казахстан.
С 2008 по 2012 годы – государственный инспектор отдела государственного контроля и организационно-территориальной работы Администрации Президента Республики Казахстан.
С октября 2012 года по март 2013 - Аскар Идрисов работал руководителем аппарата акима Карагандинской области.
V: Позвольте начать с главного, какая сумма выделяется конкретно для Сатпаева в рамках программы развития моногородов?
А. Идрисов: В 2013 году эта сумма составила - 1,2 миллиарда тенге. Реализацию программы мы начали с игровых площадок в городе, 6 уже оборудованы, 10 – в планах. К тому же, планируется открыть два многофункциональных хоккейных корта, к одному уже имеющемуся. Плюс мы занимаемся обустройством города, это такой комплекс мер - покраска заборов, озеленение, разметка дорог – это и многое другое делается в рамках программы. В перспективе проектов много, и идей тоже немало. 5 проектов у нас сейчас только в рамках Дорожной карты бизнеса 2020 на рассмотрении в банках второго уровня. Кроме того, ещё по 6 проектам готовятся бизнес-планы. По программе моногородов у нас 2 «якорных» проекта – это производство биобутанола, под него выделено около миллиарда тенге. И производство неэлектрических систем инициирования Vertex, на это выделяется более двух миллиардов тенге.
V: В моногородах часто стоит проблема безработицы, ну, или же зависимость трудоспособного населения от основного производства, а это – риски. Особенно в условиях, когда Казахмыс проводит то, что корректно называют «оптимизацией» производства.
А. Идрисов: За 5 лет у нас было создано 946 рабочих мест. Уровень безработицы в течение всего этого времени варьируется в пределах 4,4%. В 2012 году трудоустроено на постоянные рабочие места 3 111 человек, 50,8% из них составила молодежь от 16 до 29 лет. В I квартале 2013 года мы трудоустроили 401 человека. Так же у нас работают программы профессионального обучения и переподготовки кадров.
V: Что сейчас делается для диверсификации экономики Сатпаева? Как она будет выглядеть, если, вдруг, предположим, согласно самым пессимистичным прогнозам, корпорация Казахмыс завершит здесь свою деятельность?
А. Идрисов: У нас появился ряд системообразующих предприятий, которые работают в тесном взаимодействии с корпорацией Казахмыс и предоставляют немалое количество рабочих мест - это «Вип Шина», которая поставляет, ремонтирует и устанавливает шины, «Рудсервис», который занимается фильтрами и компрессорными установками, «Евротехсервис» который занимается мониторингом подземной техники и осуществляет её ремонт, и ряд других предприятий.
Казахмыс точно не завершает свою деятельность, может быть, есть некоторая программа оптимизации в связи с перепадами экономики на мировом уровне. Падает цена на нефть, соответственно уменьшается объем добычи. Но это циклический и периодический процесс. Но запасов у нас достаточно, и у Казахмыса есть программа разведки и использования этих месторождений на последующие 45 лет.
В планах у Сатпаева построить технопарк, где были бы небольшие производства – бордюров, профлиста и т.д. К тому же сейчас мы создаем центр поддержки предпринимательства, где будет оказываться консультационная и другая помощь предпринимателям.
А.Ким: К примеру, возьмем, «Рудсервис». Раньше предприятие работало только на корпорацию, на сегодняшний день она отходит от этого. Сейчас она запустила линию по очистке и восстановлению воздушных фильтров. Помимо корпорации, эти фильтры предприятие начало продавать транспортным и другим предприятиям. Сейчас «Рудсервис» также запускает производство передвижных компрессорных установок, которые могут использоваться не только корпорацией, но и в нефтяной промышленности.
Сейчас мы целенаправленно работаем с подобными предприятиями, чтобы они отходили от работы с корпорацией. Чтобы предприятия, даже если Казахмыс завтра свернет свою деятельность, могли работать на внешний рынок. Единственное, что сейчас сдерживает работу таких предприятий на импорт – это транспортная инфраструктура.
Также для диверсификации мы планируем развитие МСБ. Сейчас мы прорабатываем проект ТОО «Серебрянная нить» - это швейное производство. Ещё есть планы по развитию туристической отрасли. Кроме того, на стадии рассмотрения в банке проекты по строительству гостиниц.
Ещё планируем организовать производство шлакоблоков, железобетонных изделий, респираторов, щебенки и т.д. На стадии рассмотрения находится и проект по созданию асфальтозавода. В Сатпаеве мы также хотим создать большую свиноферму и молочно-товарную ферму. И когда откроется автодорога на Улытау, мы планируем развитие придорожной инфраструктуры. Так же мы хотим развивать и альтернативную промышленность, поскольку у нас имеются большие залежи кварцита.
V: А были ли сокращения, связанные с оптимизацией деятельности Казахмыса?
А. Идрисов: Мы с корпорацией всегда обсуждаем этот момент, и сокращений рабочих мест нет. Есть некоторые передвижения – кто-то идет на ремонтные работы, кто-то на другие. Шахтеры так говорят, потому что сокращается их день или график работы. Где-то они переходят на другие участки работы, не тяжелые. Но сокращений нет. Я недавно встречался с начальником отдела по социальным вопросам корпорации. Если кто и попадает под сокращение, то это работники пенсионного возраста, потому что нужно дать дорогу молодым. Так же и на госслужбе, где больше года после пенсии не держат. А вообще в городе немало рабочих мест, где они могут найти работу.
V: Как много человек покинули город за последние три года?
А. Идрисов: У нас положительное сальдо миграции. 70 328 человек сейчас проживает в Сатпаеве. В 2010 году было 69 761 человек. С каждым годом численность населения растет, на 50, 100 человек, но растет.
V: Как дальше будет развиваться деятельность Казахмыса?
А. Ким: На уже действующих производствах Казахмыса, по самым пессимистичным прогнозам запасов осталось на 15 лет. Сейчас они строят рудники, в числе которых рудник, по прогнозам, этих запасов хватит ещё на 20-25 лет. Плюс, корпорация выделила порядка 3 млрд. тенге на разведку новых и доразведку существующих месторождений. Кроме того, на днях мы получили письмо с АО «Казгеология». Они тоже ведут разведку, и к 2014 обещают, что мы узнаем, насколько лет мы обеспечены запасами. Я также разговаривал с опытными геологами, и они сказали мне, что если хорошо доразведать местность, можно обнаружить ещё примерно 40% запасов от того, что уже добыли.
V: И все-таки, мнение экспертного сообщества о программе развития моногородов неутешительное – они считают её этаким громоотводом, который на время снизит риск «второго Жанаозена» в регионах. Экспертов больше волнует то, что будет по окончанию этой программы.
А. Идрисов: Думаю, что программа будет развиваться дальше. Вообще до 2020 года времени ещё достаточно, сначала нужно реализовать эту программу. Но, я думаю, что программа будет продолжаться и дальше, потому что она действительно эффективна.
V: Вы говорите все больше о планах, а что было сделано для развития и поддержки социальной и инженерной инфраструктуры города в рамках программы развития моногородов?
А. Идрисов: Сейчас у нас идет капитальный ремонт школы, благоустройство площади горняков, которую в последний раз реставрировали, кажется, в 1997 году. Так же идет реконструкция внутригородских дорог и развитие инженерно-коммуникационной инфраструктуры восточного и западного районов города. Сейчас по большей части мы ждем трансфертов из республиканского бюджета, непосредственно реализацией намеченного плана мы займемся после их получения
Что касается освещения, уже проведены работы на 16 улицах. Теплоснабжение в Сатпаеве обеспечивают две станции, которые находятся на балансе корпорации Казахмыс. Их износ составляет 70%. Водоснабжение находится на балансе ПТВС, это тоже структура Казахмыса. Износ канализационной сети составляет около 60%. По ним корпорация всегда осуществляет плановый ремонт. В этом году работы уже начаты. Это, конечно же, контролируется и обсуждается на уровне акимата.
А. Ким: Что касается инженерных сетей, их изношенность, в разных участках, составляет от 20 до 80%. При этом корпорация ежегодно выделяет около 300-400 млн. тенге для капитального ремонта сетей. На сегодняшний день проблем с сетями нет, они поддерживаются, в случае необходимости ремонтируются. Но бывают и аварийные ситуации, которые быстро устраняются. Но у нас большая проблема с котельной. Сейчас в Сатпаеве имеется 6 котлов, но, тем не менее, ощущается нехватка тепловой энергии порядка 50 гигакалорий. В прошлом году Казахмыс собирался установить 2 новых котла, но им посоветовали установить один котел на 120 гигакалорий, и скорее всего, установят они его к отопительному сезону 2014 года
V: Планировался также ремонт жилищного фонда, а также работы по восстановлению ветхого жилья. Сколько средств расходуется на ремонт одного дома? Какое количество аварийных домов осталось в городе?
А. Идрисов: По программе модернизации ЖКХ мы уже отремонтировали 15 домов, в этом году планируем отремонтировать ещё 12. Всего 250 домов нуждаются в ремонте. Один дом обходится примерно в 15 миллионов тенге – сюда входит и облицовка, и внутренний ремонт, и ремонт подвальных помещений, сантехники и т.д. Правда, сейчас у нас появилась одна проблема – республиканский бюджет не выдает средства на погашение жилищных пособий. Сейчас мы должны за их погашение 130 млн. тенге. Если из казны будут покрывать и жилищные пособия, то программа будет идти полным ходом. А аварийных домов у нас нет, может быть, с виду дома кажутся аварийными, но комиссионно их аварийность не выявлена. Может, они ветхие, да, но домов, требующих срочное переселение – нет.
В прошлом году мы ввели в эксплуатацию 3 295 квадратных метров жилья. Сейчас близится к завершению строительство 18-квартирного дома, в июле месяце он должен быть уже готов. В городе есть пустые дома, которые сейчас доделывают частные предприниматели, а мы в рамках программы выкупа жилья покупаем уже готовый дом и передаем социальным слоям населения. Квадратный метр жилья стоит сейчас около 500 долларов. Спрос есть, но нет платежной способности у потенциальных покупателей.
V: Даже с учетом того, что Сатпаев – город промышленный, хочу спросить про агропромышленный сектор.
А. Ким: Сразу скажу, что посевных и пахотных площадей у нас нет. В остальном, сельское хозяйство можно поделить на 3 сектора: это животноводство, овощеводство и тепличные хозяйства. На сегодняшний день у нас зарегистрировано 33 крестьянских хозяйства, кроме этого есть индивидуальное хозяйство, где держат скот.
Тепличные хозяйства мы только начали развивать. Мы планируем субсидировать эту область для дальнейшего развития. Площадь теплиц мы планируем довести до 3 гектар, и впоследствии увеличить ещё на 5 гектар. На сегодняшний день своими овощами мы обеспечены примерно на 20%. Проблема нашего овощеводства – в отсутствии воды. В целом, у нас большой потенциал для животноводства. Сегодня в наших хозяйствах около 3000-3500 голов крупного рогатого скота, порядка 2700 голов овец. Наш регион обеспечен мясной на 50-60%, правда, уровень, обеспеченности молочными продуктами совсем низок.
V: Как будет развиваться транспортная система города?
А. Идрисов: Во-первых, Сатпаев стоит между Жезказганом и Улытауским районом, это так называемый Малый Шелковый путь, у Улытауского района есть большой туристический потенциал. Мы тоже планируем создать компании, которые бы занимались этномаршрутами в этот район. Во-вторых, сейчас активно строится железнодорожные ветки Жезказган – Бейнеу и Жезказган – Шубарколь.
V: Исходя из услышанного, хочу спросить, как простые горожане вовлечены в процесс реализации программы моногорода в Сатпаеве? Вы озвучили много идей и программ, участвует ли население в жизни города?
А. Идрисов: Участвует, при этом - активно. Каждый вторник мы проводим расширенные аппаратные совещания. На них приглашается весь актив города – это и госслужащие, и представители предприятий, депутаты маслихата. Если заседание не носит закрытый характер, мы приглашаем представителей общественности. Также мы проводим общественные слушания, вот буквально недавно проводили слушания по установке памятника Канышу Сатпаеву. Ещё мы ввели новый формат, который используем в решении проблем с дорогами. Мы проводим встречи с жителями прямо на улицах, разговариваем с ними и назначаем ответственного за улицу. Возникшие у общественности вопросы мы записываем и протоколируем. Потом это ответственное лицо должно приходить в акимат и рассказывать о проблемах и получать новую информацию о решении проблем.
Vласть продолжит рассказ о моногороде в следующем материале. Также читайте о жизни "медного" города, и смотрите фоторепортаж из Сатпаева.
Важно: Не допускается полная перепечатка материала в других СМИ. Может быть перепечатано не более одной трети материала, гиперссылка на сайт www.vlast.kz обязательна в первом абзаце материала.