Дмитрий Мазоренко, фото Данияра Мусирова, Vласть

 

Жезказган встречает нас ветром,  небом свинцового цвета и безжизненным аэропортом. Отправная точка в Сатпаев -  неторопливая воздушная гавань Жезказгана, в зале прибытия – тазики,  заботливо подставленные под  воду, стекающую с потолка.  Это недавно прошел дождь.  Дорогу по пути из аэропорта скрашивают пестрые билборды, разрезающие меланхоличную действительность. На больших растяжках все гласит о  благополучии и предметах гордости нашей страны. Особую ироничность щитам придает окрестный антураж.  Вокруг – промышленные здания, клубы заводского дыма, безлюдные улицы, видавшие виды металлические конструкции, хаотично разбросанные вдоль обочин дороги. 40 минут до Сатпаева основательно подготовили нас к тому, что на оптимистичную картинку лучше не рассчитывать.

 

Сатпаев – город областного подчинения Карагандинской области, образованный в 1973 году. Его территория составляет 1.1 тысячу кв. км.  15 микрорайонов. Население города насчитывает 70328 человек, 36910 из них, как пишут в официальных докладах, «экономически активная» часть. На протяжении последних пяти лет уровень безработицы держится в пределах 4,4%. Это тоже выдержка из официальных статистических данных.

 

Промышленность и все, что с ней связана - основная часть экономики города, благодаря которой Сатпаев все ещё существует и будет развиваться. В Сатпаеве насчитывается порядка 18 промышленных предприятий, крупнейшее из которых - ТОО «Корпорация Казахмыс» (ПО «Жезказганцветмет»), являющееся градообразующим и обеспечивающее работой большую часть населения.

 

Несколько лет назад правительство Казахстана всерьез обеспокоилось судьбой моногородов, коим  является и Сатпаев. Во многом этому интересу способствовал  рост миграции и общая социальная напряженность в городах такого типа.  Сатпаев не стал исключением, особенно в свете оптимизации добычи и слухов о полном прекращении деятельности корпорации Казахмыс.

Многие работники Казахмыса, потерявшие работу, начали мигрировать – кто в Астану, кто в Караганду. Часть людей осталась в Сатпаеве. Некоторые смогли найти другие источники дохода, остальные – вовсе остались без средств к существованию.

 

Дабы минимизировать риски, в  2012 году была утверждена программа развития моногородов, одна из важных задач которой - постепенное излечение экономики таких городов от промышленной зависимости или переориентирование предприятий на производство продукции, которая могла бы импортироваться.  Пока же основное производство в городе завязано локальных промышленных гигантах.

 

Помимо этого, программа во многом направлена на решение социальных проблем и развитие города. К слову, проблем на эти деньги (в 2013 году эта сумма составит  538 млн. 549 тыс. тенге) решить придется немало. Сейчас Сатпаев - это яркий пример промышленных советских городов, до сих пор сохранивший приличествующий эпохе дух и архитектуру. Большинство домов и зданий города были построены в период 70-80-х годов, но в старой части Сатпаева есть строения ещё сталинских времен.

 

Большинство построек, особенно жилые дома, с момента строительства никогда не ремонтировались. С виду многие из них кажутся аварийными – тонкие стены, ветхие фасады, обшарпанные подъезды, протекающие крыши и порядком изношенная сантехника. Однако официально аварийными акимат их не признает.  Исключение - 15 жилых домов, с 2010 года отремонтированных по программе модернизации ЖКХ. В этом году к ним прибавится ещё 12.

 

В худшем состоянии только дороги, вернее те небольшие участки, что от них остались. Разные части города, по словам сатпаевцев, не видели нового асфальта уже года два, а некоторые и вовсе лет пять. Несмотря на это, акимат также утверждает, что дорогами занимаются. Зато таксисты – главные экономисты и политики в любом городе -  жалуются, что каждые три месяца им приходится тратить в среднем по тысяче долларов на ремонт своих машин. Даже если поделить на три, учитывая любовь этой категории граждан к гиперболизации, к дорогам могли бы и присмотреться. Впрочем, по заверениям акимата, для их ремонта из республиканского бюджета уже выделили 950,7 тыс. тенге и в этом году некоторые части города покроют новым асфальтом.

 

Среди других бытовых проблем – изношенность инженерных сетей и канализаций, которая составляет 20-80% и 60% соответственно, при этом, как ни странно, на перебои с электричеством жители города жалуются нечасто. Электростанции, большая часть инженерных сетей и подземных коммуникаций находится на балансе корпорации Казахмыс, и в случае аварии, они занимаются устранением проблем и заменой непригодного оборудования.

 

Раньше в старой части Сатпаева была серьезная проблема с уличным освещением. Однако, Сулушаш Мусабаева, жительница этой части города, рассказала, что с приходом предыдущего акима, Батырлана Ахметова, проблема начала решаться: «Раньше здесь света вообще не было. По улицам страшно было ходить. Сейчас уже решили эту проблему: оборудование заменили, лампочки новые вкрутили. Безопаснее стало, реже слышу о преступлениях».

 

К слову, Батырлан Ахметов проработал на должности акима Сатпаева чуть больше года – в период с февраля 2012 по март 2013, затем был переведен на должность заместителя акима Жезказгана. На его место пришел Аскар Идрисов.

 

Представляя активу нового руководителя города, аким области Бауржан Абдишев отметил, что Сатпаев имеет важное стратегическое значение для экономики региона. В его словах прозвучало главное: «В первую очередь вам необходимо держать на постоянном контроле реализацию Комплексного плана развития городов Жезказгана, Сатпаева и Улытауского района на 2013-2015 годы, программы по развитию моногородов на 2012-2020 годы».
 

В летний период в Сатпаеве нет горячей воды. И большинство людей пользуется титановыми нагревателями. Акимат объясняет это тем, что усовершенствование оборудования, необходимого для нагрева воды в летний период, слишком затратное,  решение проблемы ведет к удорожанию тарифа. Поэтому оставили, как есть.

С водой есть и ещё одна проблема – она не очищается. Малая часть воды поступает в город  через очистительное оборудование Жезказгана, остальная часть поступает из Куринских скважин без всякой очистки. Но вода, по мнению жителей, в Сатпаеве куда лучше, чем в том же  Жезказгане.

 

Также в Сатпаеве имеется 2 теплостанции, обеспечивающие теплом весь город. В общей сложности на них установлено 6 котлов, при этом изношены они на 70%. По словам акимата, увеличивать их  мощность - необходимо. Жители на отопление также не жалуются, напротив, говорят, что к этому отопительному сезону некоторые котлы были починены, и перебоев, в сравнении с предыдущими годами, с отоплением не было.

 

Ещё одна немаловажная проблема города – плохо развитый агропромышленный комплекс. И если со скотоводством проблема стоит не так остро (сегодня Сатпаев сам обеспечивает себя мясными продуктами на 20-30%), то с выращиванием овощей и фруктов все иначе. Большую часть продовольствия привозят с юга, что влияет на ценообразование. Другая часть поставляется немногочисленными дачниками и жителями близлежащих сел. В Сатпаеве есть тепличный комплекс, но местные власти практически не оказывают поддержку его владельцу, вследствие чего комплекс не может развиться до промышленных масштабов. Местная продукция продается в основном на ярмарке, которая проводится в Сатпаеве каждую субботу. Однако некоторые жители недовольны качеством местных продуктов, особенно мясом.

 

Также многие жители жалуются на постоянный рост цен. Жительница Сатпаева Камал Зартыбаева рассказывает: «Цены действительно растут каждый день. От этого люди здесь и живут в страхе. Боятся проснуться завтра, ведь неизвестно, что будет. Все из-за цен, потому что зарплаты вслед за ними не повышают».  Цены на продукты действительно сопоставимы с алматинскими. К примеру, килограмм помидор стоит 300-400 тенге, огурцов – 250 тг., картошки – 140 тг., болгарского перца – 800 тг., яблок – 250 тг., черешни – 800 тг. За килограмм говядины жители отдают по 1000 тг., за конину – 1500 тг., за баранину – 1300 тг., казы – 2300 тг. Цены на колбасные изделия начинаются от 320 тг., сорта среднего качества стоят по 600 тг., на сыры начинаются от 200 тг., а средние сорта стоят по 500 тг., десяток яиц можно приобрести за 180 тг., а килограмм куриных ножек за 500 тг.  

 

А вот с образованием в городе проблем нет. Это подтвердили и жители города, и Шынар Жанасылова, начальник отдела образования Сатпаева. По ее словам, каждый год на образование выделяется половина городского бюджета, в этом году – 2 млрд. 216 млн. тенге. Сегодня в городе действуют 16 детских садов, из которых государственных всего 3. Ежемесячно родители платят 8 тысяч тенге за детский сад. А школы - бесплатные, их в городе 16. В них обучается 10 200 человек. «Очередей в школы и детские сады нет. То есть, мы на 100% обеспечиваем местами школьников и детей дошкольного возраста», - рассказала Жанасылова.

 

Нехватки преподавателей нет, правда на некоторых учителей ложится двойная нагрузка. Ученики полностью обеспечены учебными пособиями. «Кроме того, если это малоимущие дети, за счет государственного бюджета они обеспечиваются учебниками, одеждой, школьными принадлежностями и питанием», - пояснила Жанасылова. Все школы в должной мере оснащены кабинетами физики и химии, интерактивными досками и большим количеством компьютеров (на 1 компьютер приходится 6 учеников, при стандарте в 8 человек). Все компьютеры подключены к интернету. На самом деле, состоянию этих школ и садов могут позавидовать даже алматинские, почти все они отремонтированы. Лишь 2 школы и 1 детский сад ждут своего ремонта в 2014 году.

 

Во внеурочное время дети могут посещать школу искусств, школьные кружки, в том числе и языковые, и спортивные секции, которые, правда, в основном доступны детям во время уроков физкультуры - это хоккей, конькобежный спорт, плавание и другие виды спорта, которыми дети занимаются в местном спортивно-оздоровительном комплексе.  

 

А развлечений в городе практически нет. Лишь раз в месяц в местном доме культуры (Дворец Горняков им. Шынболата Дильдебаева) проводится по одному концерту казахстанских эстрадных исполнителей и цирковое представление. Еще реже, примерно раз в 3 месяца, приезжают театральные труппы со своими постановками. С октября по май проводятся дискотеки. В теплое время суток, по субботам и воскресеньям, рядом с ДК играет местный духовой оркестр. Ежедневно, с 9 до 18.00 открыт музей горняков. Раньше работал кинотеатр, где за 100-200 тенге показывали фильмы только на казахском языке, но сейчас и он не функционирует из-за неисправного оборудования.

 

Многие жители города, с которыми нам удалось побеседовать, сошлись во мнении, что уровень преступности в последние пять лет заметно снизился. Этому поспособствовал и рост зарплат у населения, и улучшение работы местных правоохранительных органов. К тому же, за правопорядком сейчас стали следить и сами жители города, благодаря инициативе  местного акимата “Добровольная народная дружина”.

 

С медициной в городе тоже не все так плохо. В городе имеется 17 объектов здравоохранения, правда, совсем малая часть из них находится на балансе города. В медикаментах и оборудовании государственные объекты здравоохранения не нуждаются. Единственная проблема – нехватка персонала, многих врачей сократили и нагрузка на оставшихся врачей увеличилась.

 

Уборка улиц также одно из проблемных мест города. Если центральные улицы постоянно убирают - и коммунальные службы, и чиновники, и сами горожане, то в других частях города это делают не везде. Дворы и подъезды и вовсе практически не убирают.

 

Но даже несмотря на немалое количество бытовых проблем, захолустьем Сатпаев назвать нельзя. Вопреки ожиданиям, улицы города в меру оживленные. Первые этажи домов, предназначенные для коммерческих предприятий, сплошь усеяны магазинами – продуктовыми, текстильными и строительными. Нередко встречаются и кафе. Средняя зарплата у населения, если это шахтеры и работники Казахмыса - 100-200 тыс. тенге, встречается и зарплата в 500-800 тыс. тенге. Правда, у работников бюджетных сфер и женщин, работающих на промпроизводствах, зарплаты довольно низкие - от 20 до 50 тысяч. 35-40% населения имеют доступ к интернету. Практически в каждой квартире есть кабельное телевидение.

 

Кажущуюся безнадежность города, ощущение которой вызывают потрепанные дома и дороги, нарушают нередко проезжающие мимо иномарки и мелькающие в руках людей смартфоны. По тротуарам вальяжно, с полуулыбкой на лице прогуливаются горожане, нередко задерживая на тебе любопытный взгляд. В большей степени сатпаевцы - люди доброжелательные и открытые,  в меру довольные своим городом и жизнью. Правда, говорят они об этом неохотно.

 

Жители Сатпаева Жандос Алданазаров и Маржана Балдина, говорят о своей жизни: «В целом городом мы довольны. Работа есть, дети ходят в школу, и в садик ходили. Единственное, для подростков в городе толком ничего нет, только спортом заниматься можно. Ну и школа искусств ещё есть. Рестораны, к примеру, школьникам и студентам не по карману. С транспортом проблем вроде нет. Есть автобусы, которые ходят каждые 15 минут и такси. В городе у нас спокойно, ни митингов, ни протестов нет, даже из-за сокращений на Казахмысе. Вообще, после них люди стали возмущаться меньше, каждый человек держится за ту работу, которую ему дают, потому что другую найти сложно. А без работы здесь жить невозможно». «Я сама работаю акушеркой в родильном доме, в Жезказгане, за счет переработок, если мы работаем по полтора суток, получаем 80 тысяч тенге. Если работать на ставку, то будем получать по 50-60 тысяч. Выходных практически нет», - делится Балдина. «А я механиком работаю, зарплата больше 100 тысяч, но на шахте я провожу каждый день, о законном выходном приходится просить и умолять», - также рассказал про себя Алданазаров.

 

Пенсионерка и ветеран тыла Екатерина Бойкова тоже довольна своим положением, правда, рассказывала она об этом не без доли досады: «У меня 39 500 тенге пенсия. Шику, конечно же нет, да и живу я одна. Но жить можно. В месяц, правда, приходится тратить по 7-8 тысяч тенге на лекарства. Ещё около 10 000 на коммунальные расходы. Сейчас ещё счетчики заставляют ставить на воду за 13 000 тенге и установку оплачивать. А если не поставишь счетчики, будут штрафовать. По поводу властей не знаю что сказать. У нас в прошлом году подъезд в доме совсем плохим стал, большие дырки на ступеньках появились. Я пошла к акиму, несколько раз ходила, а он в командировке был. Пришлось нам, жителям, самим скидываться и ремонтировать подъезд. Если бежит, ломается что-то, ремонта не дождешься. В остальном все нормально. Все живем дружно, ладим».

 

Сатпаев не может оставить однозначного впечатления. Медный город, во многом зависящий от работы Казахмыса, периодически наполняется слухами о скором закрытии предприятия и, значит, закрытии и города, но вера в будущее в людях все же чувствуется, может, и недалекое, но все же.  

 

Vласть продолжит рассказ о жизни Сатпаева в следующем материале.

 

Важно: Не допускается полная перепечатка материала в других СМИ. Может быть перепечатано не более одной трети материала, гиперссылка на сайт www.vlast.kz  обязательна в первом абзаце материала.