Но та часть книги, которая привлекла мое внимание больше всего, касается сна.
Сон является необходимым условием здорового роста. Это – своего рода пенициллин для нормального психического состояния. Перед началом взрослой жизни спать – это фундаментальная необходимость. По крайней мере, должна быть таковой.
Но многие подростки сегодня настолько перевозбуждены и напряжены, что получают лишь часть отдыха, который им необходим. В книге упоминается школа в Силиконовой долине, где были приглашены независимые эксперты по сну. Они составили специальную программу и обучали некоторых студентов в качестве специальных «посланников сна» с целью продвижения этого необходимого источника восстановления сил.
В школе даже проводили конкурс на лучший слоган. Победителем стал: «Жизнь плоха, если нет времени для сна».
Эксперты по сну? Слоганы? Когда я учился в школе в 80-ых, в условиях – по меркам того времени интенсивным – самой распространенной проблемой среди моих сверстников было то, что они слишком много спали и не могли проснуться во время, чтобы прийти в школу.
Теперь же все беспокоятся не о том, как поднять подростков с кровати. А о том, как убаюкать их. И этот как раз говорит о том, как изменилось само детство. По крайней мере, среди амбициозного и привилегированного класса американцев. Детство стало безумно расписанным и запрограммированным, где все одержимы своим статусом и порой изматывающей гонкой.
Еще один репетитор. Еще одна сверх нагрузка.
Пусть не поспим, но больше успеем.
Авторы книги «Overloaded and Underprepared», вышедшей в свет во вторник - Диниз Поуп, Морин Браун и Сара Майлс. Все являются участниками группы «ChallengeSuccess» в Стэндфордском университете. Группа продвигает идеи более сбалансированного подхода к учебе. В книге также обсуждается чрезмерный объем домашней работы, структура школьного дня и многое другое.
Авторы книги выражают свое несогласие с чрезмерным родительским контролем, безмерным количество репетитором, изнурительной подготовкой к единому тестированию и т.д. Подобный литературный жанр в США существует уже более десяти лет. Среди работ в данном направлении стоит упомянуть «The Price of Privilege» («Цена привелегий») Мадлен Левайн и «How Children Succeed» («Как дети добиваются успеха») Пола Тафа.
Но все равно тема развивается медленно. «How to Raise an Adult» («Как вырастить взрослого») автора Джули Литкотт-Хаймс вышла в прошлом месяце. Джессика Лэй представит свою книгу «The Gift of Failure» («Цена неудачи») через несколько недель.
У них всех одна общая тема: «Хорошего понемножку!».
«В какой-то момент нужно сказать: «Стоять! Это слишком!», - объясняет мне Поуп, старший преподаватель Стэнфорда.
И недостаток сна – это лишь часть всеобщего сумасшествия. И этот недостаток служит условным обозначением для детства, лишенного непосредственности и настоящих игр. Детства, одержимого давлением перфекционизма – как говорится в статье Джули Скелфо, опубликованной в американском издании The New York Times на прошлой неделе.
Скелфо написала о шести случаях самоубийств, произошедших за 13 месяцев в Пенсильванском университете, о беспокойстве и депрессии, царящих в высших учебных заведениях, о том, как многие отличники не способны справиться даже с небольшими неудачами, которые - по их мнению - недопустимы.
С большей уверенностью можно сказать, что этим студентам уж точно нужно больше спать. Согласно исследованию, опубликованному в медицинском журнале «Pediatrics» в этом году, около 55% американских подростков в возрасте от 14 до 17 лет спят менее семи часов в сутки. Хотя Национальный фонд сна США рекомендует от 8 до 10 часов.
«Ко мне постоянно приходят дети, которые говорят, что спят по пять часов», - рассказывает Поуп. А это ставит под угрозу не только физическое, но и душевное состояние.
Смартфоны и планшеты лишь усиливают проблему. Дети продолжают ими пользоваться, даже когда уже лежат в кровати, и свет в комнате выключен. Но в тех семьях, где от детей ожидают высоких результатов в учебе, самая большая проблема – это паника: дети волнуются, что не сдадут экзамен, не будут круглыми отличниками, не будут успевать за своими успешными сверстниками.
Я разговаривал со многими родителями, чьи дети учатся в известных учебных заведениях. Они, может, и хотят вытянуть своих чад с быстрого поезда, но при этом задаются вопросом, не окажутся ли другие дети впереди? Для родителей имеет значение, чтобы их ребенок точно поступил в хороший университет.
А что если дать ребенку пространство для занятия тем, что ему действительно нравится, и свободу открыть для себя независимость? Пространство для совершения ошибоки их исправления? Разве это не имеет значение?
«Никто не говорит о поколении посредственных и неуспевающих детей. Но многие родители выступают за пересмотр самого определения того, чего стоят все эти достижения», - написал Джеффри Клюгер в журнале «Time»на прошлой неделе. Как он правильно заметил: «где-то между развитием самомнения и погоней за золотом, у детей должно быть пространство, чтобы вздохнуть спокойно»,
Чтобы они могли погрузиться в сон, в котором могут беспрепятственно помечтать.
The New York Times
Фото с сайта http://novayagazeta-ug.ru/
Перевод Нины Кузнецовой, специально для Vласти