Ответ проще, чем кажется. Владимир Путин - выходец из Санкт-Петербурга. Управляет страной, сидя в Москве. Но именно Северный Кавказ помог ему проложить себе путь на вершину российской власти. Любой, кто хочет понять многочисленную полемику, ведущуюся вокруг Сочи, должен сначала принять этот фундаментальынй политический факт.

 

Россия подала заявку на участие в Играх в 2006 году, когда Путин грелся в лучах славы - доставшейся ему трудным путем - как лидер, который, наконец, одержал победу в затянувшемся  противостоянии в Чечне. Путин не случайно выбрал именно Сочи. Он верил, что проведение такого знаменательного события как Олимпийское чудо в предгорьях Кавказа, недалеко от тех мест, где недавно шли бои, еще больше укрепит  его триумф над врагами прошлого.

 

Чеченцы начали бороться за свою независимость от Москвы в 1994 и сдерживали полномасштабные атаки российских войск в течение последующих двух лет. Мирный договор был провозглашен в 1996, даруя чеченцам полную автономию в разрушенной стране. А тогдашний президент Борис Ельцин так и не смог оправиться от неудачи. С того момента необдуманные действия российской армии в чеченской кампании постепенно закрепились в сознании многих россиян как события, связанные с хаосом президентства Ельцина.

 

Путин, бывший глава ФСБ, поднявшийся до поста премьер-министра во время заката политической карьеры Ельцина, понял, что изменение  этого унизительного положения было ключом к его собственным политическим амбициям. И вскоре ему представился шанс. В августе 1999  чеченские боевики организовали налет на соседнюю республику в очевидной попытке расширить масштаб своего сепаратистского восстания и превратить его в исламистское повстанческое движение.

 

Произошедшая несколько недель спустя серия террористических взрывов в Москве и других городах, предписываемых чеченцам (хотя некоторые из них были связаны с действиями самих российских служб безопасности), вызвала всенародное возмущение. В ответ Путин вернул войска в Чечню с решительностью, что  бесповоротно закрепила его притязания на президентский пост. Он дал армии и ФСБ свободу действий, а Запад остался в замешательстве от его скандально известной "клятвы": «Мы будем преследовать террористов везде...в туалете поймаем -  в сортире их замочим». Русские же, напротив, радовались  его громкому заявлению.

 

К 2005 сопротивление было подавлено. А самопровозглашенный лидер Аслан Масхадов был убит во время операции, по всем признакам походившей на удар ФСБ. Назначив лояльных Москве чеченских лидеров на места в новом местном правительстве, Путин начал вливать огромные денежные средства в восстановление разрушенной страны. (В то время как большинство статей об Играх в Сочи софкусировались на их упомрачительной стоимости, в какой-то мере объясняемой  повсеместной коррупцией, только несколько изданий обратили внимание на случившийся прецедент: разорительный, но в то же время бесспорно эффективный план стимулирования восстановления Грозного, столицы Чечни. Многие измученные войной жители были рады воспользоваться новым статусом кво, даже если это значило принять становление непредсказуемого нового полицейского государства. Хотя оставались боевики, которые не сдали свои позиции, но и они постепенно сложили оружие. А некоторые из них даже покинули страну, чтобы присоединиться к джихаду в других странах мира.

 

Что значит, попасть на Олимпиаду?

 

На протяжении всего существования современного Олимпийского движения, принятие Игр становилось перспективной возможностью национальной реабилитации для стран, которые оказались не по ту сторону истории.

 

В 1964 году Япония использовала первую послевоенную Олимпиаду,  чтобы показать свою открытость и экономическое развитие спустя почти 20 лет после разрушений Второй Мировой Войны.

 

В 1972 западные немцы пытались использовать организацию Игр в Мюнхене, чтобы достичь такого же эффекта. В итоге, по ужасной иронии судьбы, событие было омрачено убийством израильских атлетов.

 

Организаторы Олимпийских Игр 2008 года в Пекине пошли еще дальше в стремлении показать образ своего нового общества, которое, по всей видимости, без труда забыло всю жестокость геноцида той же самой Китайской Коммунистической Партии, теперь организующей самое известное в мире спортивное событие.

 

Стремление Путина привезти Олимпиаду в Россию преследовало схожие цели. В своем недавно опубликованном интервью Путин недвусмысленно связал Игры с ужасами недавнего прошлого:

 

«Есть еще какой-то моральный аспект. Я вам скажу прямо, здесь не нужно кривляться или стесняться чего-то. После развала СССР, после тяжелых, и прямо скажем, кровавых событий на Кавказе общее состояние общества было удручающим и пессимистическим».

 

Как он объяснил, Олимпиада является неотъемлемой частью усилий по укреплению морального духа нации. Путин и другие российские чиновники также высказали мнение, что полномасштабное развитие инфраструктуры в Сочи – это прелюдия к дальнейшему стимулированию развития туризма на Северном Кавказе, который сейчас явялется беднейшим регионом страны. В связи с этим, Сочи является составляющей частью антитеррористической стратегии Кремля, нацеленной на разрешение противоречий путем стимулирования местной экономики. То, что данный подход может сработать, вызывает скепсис.

 

Помимо своего местоположения, Игры в Сочи символичны датой завершения -  23 февраля – в день, когда 70 лет назад Иосиф Сталин депортировал  чеченское население в отдаленные места в Азии и Сибири, что повлекло смерть десятков или даже сотен тысяч человек. Два года назад ныне действующий президент Чечни, Рамзан Кадыров, полностью изменил официальную дату, провозгласив 10 мая датой депортации. Возможно, это было сделано для того, чтобы отвлечь внимание от подобного совпадения.

 

Фотограф Роб Хорнстра и журналист Арнольд ван Брюгген рассматривают большую часть этих предпосылок в своем проекте «Сочинский проект: Атлас войны и туризма на Кавказе».

 

Иллюстрированная книга стала результатом пяти лет периодических поездок в Сочи и соседние территории. И я еще не видел книги, которая могла бы так детально передать структуру этого невероятно многослойного региона. Им удалось не только ухватить утопический дух  нового Грозного и разрушительность грандиозных проектов самих Игр, авторы отобразили детали из прошлого, повседневности, биографических историй, забытых трагедий. Они показали портреты фермеров, мечтателей, владельцев стриптиз-баров, боевиков, молодых казаков в футболках – портреты людей, вытесненных войной, местными распрями и грандиозными строительными проектами.

 

Авторам удалось осуществить задуманное. Несмотря на периодически возникающие трудности в попытке разобраться с запутанной местной историей, они смогли разными непредсказуемыми способами донести давние трагические истории прошлого, которые продолжают находить  отклик в настоящем.

 

Последние события напоминают нам, как нелегко избежать цикличности истории. Очаги сопротивления, которые – как Путин думал – он подавил, уже разбросали свои угольки по всему региону, взволновав остальные части Северного Кавказа, которые долгое время оставались невосприимчивыми. Основные причины такого хода событий связаны с распространением салафитских и исламистских идей среди прежде спокойного мусульманского населения, подогретого силовой политикой сторонников Путина в регионе.  (Похищение и незаконное заключение под стражу молодых людей, подозреваемых в связях с сопротивлением, вызвало недовольство правлением Москвы больше, чем любое другое политическое действие).  

 

Здесь важно заметить, что не все действия сопротивления насильственны. Некоторые из самых активных противников проведения Игр в Сочи – черкесы – народ, отчаянно сражавшийся против наступления царского правления в середине 19-го века. И как остальные, они, в конечном счете, проиграли. А их предводители сдались русским как раз рядом с местом, где сейчас находится Красная Поляна, одна из Олимпийских зон. Большая часть населения затем была депортирована или в Оттоманскую (Османскую) империю, или уничтожена. Предположительно погибли сотни тысяч человек. Только малая их часть осталась на земле своих предков. Большинство черкессцев в наши дни живет в Турции или на Среднем Востоке, включая около 100 000 человек в Сирии – где они сильно пострадали во время текущей гражданской войны.

 

Черкесы  используют полемику вокруг Сочи, чтобы напомнить миру, что случилось с ними 150 лет назад, а в некоторых случаях, чтобы потребовать своего права на земли. Хотя и делают это в большинстве случаев через проведение мирных протестов, иногда включая в акции -  народные танцы.

 

Остается только надеяться, что черкесы будут и дальше воздерживаться от того, чтобы взять в руки оружие. Слишком много людей уже погибло. В 2003 во время своей поездки в Чечню, я наткнулся на стопку листовок, лежащих на столе в лобби отеля в курортном городке, где  я остановился. Заголовок листовки гласил: «Как разпознать женщину-смертницу». Листовка давала описание женщин-самоубийц, которые были готовы стать ходячим взрывным устройством для того, чтобы отомстить за своих братьев и мужей, погибших в боях против русских.

 

Я не мог не вспомнить ту сюрреалистическую листовку, услышав несколько дней назад новость о том, что российские службы безопасности искали Рузанну Ибрагимову, двадцати-двухлетнюю девушку, которая предположительно планировала совершить террористический акт на Играх в Сочи. В отличие от так называемых «черных вдов», разыскиваемых русскими, Ибраимова – по слухам – проникла через выставленный вокруг города периметр охраны и остановилась где-то в городе. Я искренне надеюсь, что она не взорвет себя. Я также хочу верить, что Олимпиада закончится мирно. И что политики – а также простые люди, чья трудная жизнь показана в книге Хорнстра и ван Брюггена – смогут найти в себе желание принести настоящий мир в регион, все еще страдающий от бесконечных призраков прошлого.

 

© 1963-2014 NYREV, Inc.

Перевод Нины Кузнецовой, специально для Vласти

 

Важно: Перепечатка переводов допускается только с указанием гипер-ссылки  на источник - www.vlast.kz.