Азиза и Данияр познакомились в 2008 году в Интернете. Два года они общались виртуально, пока Данияр не приехал в родной город девушки Уральск и не предложил ей переехать в Алматы. Азиза приняла приглашение и в 2010 году переехала в южную столицу. Ее здесь ждали не только любимый человек и жизнь большого города, но и велосипед, который парень подарил девушке практически в день ее переезда.
С тех пор Азиза, Данияр и велосипеды – неразлучны. Данияр заядлый велосипедист. Он не передвигается по городу на другом транспорте и круглогодично использует велосипед для поездок.
Мы встречаемся с парой у входа в Центральный парк культуры и отдыха Алматы. Молодые люди не спешат садиться за руль и предупреждают нас: «до велодороги нужно идти пешком, она начинается не у входа в парк, а передвигаться на велосипеде по правилам, в парке запрещено».
«Но как показывает опыт, наши велосипедисты ходить пешком не любят и часто нарушают эти правила. Возможно, проектировщики велодорожки предполагали, что велосипедисты будут заезжать на территорию парка со стороны велопарковки. Здесь сделали хорошую велопарковку, но она зачастую пустая. Смысл велопарковки в этом месте, лично мне, не совсем ясен», - отмечает Данияр.
В парке две велодорожки и они не связаны между собой: одна велодорожка обрывается, затем появляется другая… в другом месте. Мы выбираем велодорогу, которая начинается справа от центрального входа.
В ходе прогулки велосипедисты сразу замечают недоработку проектировщиков – отсутствие знаков.
«Начинается велодорожка, а знака, что это часть парка является велодорожкой, нет. Нарисованный знак есть только на асфальте. Асфальт – это уже другая история. У нас его покрасили в красный цвет, но мне интересно, кто-нибудь из проектировщиков ездил по нему в дождливую погоду? Она очень скользкая, даже нас, опытных велосипедистов, «таскает» по ней периодически туда-сюда. Также здесь нет освещения, но это уже мелочи, нам обещают, что велодорожку еще будут модернизировать и дорабатывать», - говорят велосипедисты.
По словам Азизы и Данияра, велодорожка в парке не имеет транспортной нагрузки, она рассчитана только для отдыха.
«Это велодорожка – отличное новшество для прогулок пешеходов с колясками и отдыхающих парка. Нам и здесь приходится постоянно уступать дорогу пешеходом», - улыбаясь, отмечает Азиза, пропуская женщину с коляской.
Мы подходим к первой зоне отдыха. Данияр сразу замечает, что она рассчитана только для велосипедистов и отдыхающие, занимая эти места, рискуют своим здоровьем: «зачастую горожане отдыхают в парке с маленькими детьми, которые могут выбежать на велодорогу».
«Скамейки и велодорога находятся практически на одной территории, и ребенок, сделав пару шагов, оказывается на проезжей части. Велосипедист может передвигаться на довольно высокой скорости и не успеть затормозить», - говорит велосипедист.
За время прогулки мы встречаем всего пару велосипедистов, которые часто сворачивали с велодороги на пешеходный тротуар, иногда появляется ощущение, что пешеходы и велосипедисты поменялись дорогами.
По словам молодых людей, им бы хотелось приезжать в парк и передвигаться по велодорожке в полной безопасности, так как велосипедисты Алматы не всегда окружены ей на улицах города. Азиза и Данияр уже несколько раз попадали в небольшие ДТП и получали всевозможные ушибы. В ходе нашей прогулки они то и дело указывали на довольно небезопасные отрезки велодорожки.
К примеру, опасность для велосипедистов может представлять аттракцион «Детский поезд». Велодорогу проложили прямиком по его рельсам и не поставили никаких предупреждающих знаков. Как отмечает Азиза, велосипедист на высокой скорости может не сразу заметить работающий аттракцион.
Велодорожка проложена под железнодорожным мостом, в районе «Детского городка». Данияр отмечает, что велосипедистам необходимо пригнуться, чтобы безопасно выехать из туннеля, «особо высоким людям – в этой части велодорожки приходится не сладко».
«Я начинал ездить на велосипеде, когда в городе не было ни одной велосипедной дороги, и сейчас все новшества города конечно непривычны, но сказать, что они нам нужны, пока я не берусь, так как велодорожки - не самые комфортные и удобные для передвижения. Мы, старая школа велосипедистов, передвигаемся по городу по старинке – используя общую дорогу», - говорит в ходе прогулки Данияр.
Что касается сегодняшней прогулки по центральному парку, ребята приходят к выводу, что инициатива построить здесь велодорожку замечательная для отдыхающих и детей, но велосипедисты вряд ли будут на ней кататься.
«Если бы велодорожка была бы транспортной, то она была бы очень популярной, особенно для жителей близлежащих районов, жителей частного сектора, которые живут за парком. Скорее всего, эту велодорожку построили для детей и подростков. Велосипедисты вряд ли расценивают ее как полноценную специализированную дорогу», - резюмируют Данияр и Азиза.
Справка:
Велосипедная дорожка в центральном парке культуры и отдыха была открыта летом 2015 года. Ширина двухсторонней велодорожки составляет 2 метра, протяженность - 2,6 км. Стоит отметить, что специалисты проекта «Устойчивый транспорт города Алматы» в ходе своего исследования велодорожек города так же, как и наши велосипедисты, пришли к выводу, что данная велодорожка требует переработки в соответствии с нормами СНиП Казахстана и международных норм в области проектирования велодорожек.
Партнер спецпроекта «Велосипедный город» - бренд Fuse-tea.