- Приветствую Искендер. Какие ощущения остались от Critical Mass Bishkek?
- Привет Александр, прежде, благодарю за интерес к нашей акции, мы очень рады вниманию иностранной прессы. Ощущения остались весьма положительные. По сути, это наша первая остросоциальная акция направленная на борьбу за права велосипедистов на проезжей части. И она состоялась, несмотря на скепсис общества и скромное число участников. Да, пока на развлекательные мероприятия собирается людей на несколько сотен больше. Но я вижу, что ситуация очень скоро изменится.
- Выделенная велополоса на проезжей части, по которой мы ехали вместе со всеми участниками Critical Mass Bishkek, очень необычное явление на просторах СНГ. Чаще в наших странах, чиновники видят велосипед, как развлечение, и запускают его в парки, а не на дороги общего пользования. Каким образом Бишкеку достались элементы именно транспортной велоинфраструктуры?
- В каком-то смысле, для нас самих, это стало неожиданностью. Мэрия самостоятельно, даже не вступая по этому вопросу в контакт с нами приняла решение, при ремонте улиц разметить вело полосы. Они появились к осени 2015 года, а знаки, дублирующие разметку на асфальте и вовсе к зиме добавили.
- Интересно, а по каким вопросам мэрия вступала с вами в контакт?!
- Мы контактируем в работе по реализации проекта первой полноценной велосипедной дорожки в Бишкеке. Эскизно-архитектурная часть уже выполнена архитектурным бюро Atom Idea, рабочий план разработан фирмой "Гарант", на частные средства представителей местного бизнес сообщества. Сейчас документация проходит государственную экспертизу. Следующий этап, поиск инвестора для строительства. Велосообщество координирует этот проект на основе договора. Это не единственная, но наиболее важная точка соприкосновения с местными властями.
- Надо же! Я ожидал, что такой проект скорее всего финансировала бы какая-нибудь западная донорская организация...
- Но, нет. Это киргизские меценаты.
- Есть что-то ещё в Бишкеке за счёт частных средств?
- Да, практически вся ныне существующая инфраструктура. Это и система станций велопроката, и сеть велопарковок.
- Давайте подробнее об этих явлениях.
- Систему велопроката, её ещё называют байкшэринг, примерно год назад запустил предприниматель Медер Жаманбаев. Имеется четыре станции в разных частях города по десять велосипедов на каждой. В планах расширение сети до тридцати станций. Абонемент на первый час стоит 79 сом, около 10 долларов. Но каждые следующие полчаса обходятся в 19 сом. Мне кажется, это вполне сбалансированная тарифная политика. Надеюсь байкшэринг у нас приживётся.
- Есть ли в этом проекте бюджетные средства и какую роль сыграли власти?
- Никаких денег из бюджета. А местные власти, только разрешение на землю под станции оформили и всё, больше не вмешиваются.
- Что вы говорите! А в Казахстане на подобный проект несколько миллионов долларов казённых денег потратили. И мы до сих пор не знаем как и сколько.
- Похоже, нам в Киргизии есть чем гордиться.
- Теперь о сети велопарковок...
- Сеть, - это условно. Парковок пока ещё не хватает. Но, те что есть у торговых центров или административных зданий, построены за счёт частных средств. Свежий пример - в январе предприниматель Атай Садыбакасов оборудовал пару десятков ярких, оригинальных велопарковок в качестве новогоднего подарка бишкекчанам. В планах "Велосообщества" создание карты расположения велопарковок для удобства навигации жителей и гостей города.
- А что же власти города? Делают, что-то для развития велосипедизма?
- Да, безусловно. Общественные инициативы хорошо и часто поддерживаются административно. Но, этого не достаточно. Основная претензия в том, что у мэрии нет видения, нет четкой программы по развитию велотранспорта в Бишкеке. Например, три года назад Японское агентство по международному сотрудничеству проводило исследование для развития транспортной системы города. Так там, развитие альтернативных видов транспорта, рассматривается как цель третьей очереди. Ну, это же нонсенс! Любой приличный город живет по схеме приоритетов: человек - велосипед - общественный транспорт - автомобиль. Велосипед должен быть на втором месте, сразу за пешеходом.
Александр Габченко, Алматы - Бишкек
Фото автора