Раис родился возле Кольсайских озер. В то время люди пытались бежать в Китай, а семья Рысдаулетовых уехала в сторону Иссык-Куля. «Были тяжелые времена, повсюду голод, — вспоминает Раис. — Когда мигрировавших казахов стали приглашать обратно в Кегенский район (Райымбекский район), мы вернулись, но поняли, что не сможем там жить, и в ту же ночь пошли дальше. Отец, мать и нас пятеро детей. Самому младшему, Жолшы, был один год. Около семи дней мы шли пешком через горы».
Так в июле 1934 года, когда Раису было 8 лет, он с семьей дошел до Тау-Тургеня, где и решили обосноваться.
«Через месяц скончался отец, а еще через неделю умер старший брат, Райбек. С тех пор мы еле сводили концы с концами. Когда мы с сестрой пошли в школу, нас записали как одногодок, хотя она была младше меня. Поэтому по документам я родился в 1928 году. После учебы мы всегда работали. У нас были волы и деревянные плуги, с помощью которых мы пахали землю. Когда шла война, мы сеяли пшеницу, и сдавали урожай в Тургень. Мать вязала рукавицы и носки, которые утром сдавала туда же. За ночь нужно было связать минимум две-три пары. Все отправлялось на фронт. Излишки пшеницы зимой возили на арбе в Алма-Ату. Возвращались через два дня. В селе тогда остались одни старики, женщины и дети. Всем, кто работал во времена войны, потом вручили медали за доблестный труд».
Когда началась война, Раис был еще несовершеннолетним. «Каждый день приходили письма. Одни танцевали от радости, другие плакали. Меня, 15-летнего, прикрепили к старику по имени Майлыбай. Я многому у него научился, - вспоминает дедушка. - Женщины ходили на работу с колыбелью. Там же, в полях кормили, и работали дальше. Мою младшую сестру Нургайшу мы так и вырастили. Угля не было. Мы вырубали сосны, сжигали их, и использовали для изготовления рабочих инструментов. Мы не делили на мое или твое. Все было общим».
В 1948 году Раиса забрали в армию в Жаркент. Через 2 года он с семьей переехал в Каракемер. В том же году объединили Талды-Булак, Каракемер, Тау-Тургень и создали колхоз. Раис отучился 3 месяца на курсах и стал бригадиром по строительству. Хотя тогда не было ни стройматериалов, ни инструментов.
«Через пару лет меня заметило руководство, и в 1954 году пригласили возглавить полеводство и животноводство. Меня назначили заместителем председателя совхоза. Все основные улицы в ауле были созданы под моим руководством. В том же году в качестве эксперимента мы посадили 10 гектаров апорта. Для посадки апорта техники не было. Мы высадили апорт на полях, где раньше выращивали табак. Через 6-7 лет яблони стали плодоносить. Плоды получились очень большими. Все сдавали государству, а дальше яблоки отправлялись в Москву. С 1958 года стали высаживать яблони и виноград разных сортов в более промышленных масштабах. Через три года виноград стал плодоносить. Построили винзавод. Мы стали создавать свои питомники по производству саженцев. Но при Горбачеве виноградники запретили».
Знакомство с женой Раис вспоминает с улыбкой, отмечая, что у нее не было отбоя от поклонников. «Куляш жила в поселке Кырбалтабай, а в Каракемер приезжала на учебу. В свои 16 лет она была очень красивой. Я поговорил с ее матерью, посватался, и она дала свое разрешение на свадьбу. 12 ноября 1952 года я привел Куляш домой».
Куляш и Раис вырастили 10 детей: 4 сыновей и 6 дочерей. Шестеро из них сейчас живут в городе, а старший сын скончался в возрасте 59 лет. «Жена получила две медали «Мать-героиня», одну от СССР и одну от Казахстана. Конечно, 10 детей растить было очень сложно, — вспоминает Раис. — Одежды не хватало, мы все шили сами. В горах сеяли картошку, кукурузу, пшеницу. Дома держали коров и несколько десятков баранов. Я понял одно: человек не должен воровать и обманывать других, и тогда уровень доверия к нему будет очень высоким. Все наши дети работали. Каждый должен был сам себе заработать на школьную одежду и принадлежности. Трое детей были музыкантами, и учились в городе в музыкальной школе имени Куляш Байсеитовой. Им нужно было беречь пальцы, но они тоже работали во время школьных каникул».
«Мы с женой никогда не ругались. Нас называли Кыз-Жибек и Толеген. Она меня сильно уважала, и я это ценил. Мы часто ездили вместе на Иссык-Куль к моим киргизским родственникам со стороны матери. В прошлом году два раза ездили в Астану, чтобы благословить правнуков. В начале этого года она неожиданно ушла из жизни.
Я считаю себя очень счастливым. Была мечта жениться на хорошей девушке и иметь детей. Но настоящей мечтой было иметь 10 детей: чтобы жена получила звание «Матери-героини» и прославила нашу фамилию. Все сбылось. Пусть мы и не накопили большого богатства, но я за все благодарен. Помните поговорку о правилах жизни мужчины? Думаю, что план по строительству домов, посадке деревьев и рождению детей мы перевыполнили».
Первая внучка родилась в 1979 году. Сейчас у Раиса 30 внуков и 18 правнуков.
Раис вспомнил, как в санатории познакомился с Бауыржаном Момышулы: «В 1969 году у меня болели печень и почки, и меня отправили на лечение. Нас поселили рядом. Мы иногда разговаривали, когда у него было хорошее настроение. Он любил повторять, что нужно работать не покладая рук. Вот это я хорошо запомнил. Помню, как он рассказал про свой ежемесячный план. 10 дней пишет книгу, 10 дней выпивает, остальные 10 дней приходит в себя».
С Бауыржаном Момышулы.
В Каракемере живут семьи четверых детей Раиса, один из сыновей — музыкант. Поэтому в доме часто гостили Бибигуль Тулегенова, Мадина Ералиева и много других артистов, которые приезжали в местный дом культуры с концертами. «Шамши Калдаяков гостил у меня несколько дней. Мы хорошо выпили в нашем огороде, — смеется Раис. — Утром я спросил, не болит ли у него голова. Он сказал, что есть только одна хорошая болезнь — чесотка».
В 1987 году Раис вышел на пенсию, его трудовой стаж составил 42 года. Раису не засчитали работу в военное время, хотя и дали медаль ветерана тыла. Сейчас он каждый день занимается хозяйством, не может сидеть без дела. «В Каракемере не осталось ветеранов войны, и нас, тыловиков, приравняли к ним. Моих ровесников тоже не осталось. Я самый старый житель в ауле. Сейчас стараюсь держать себя в хорошей форме. В этом году впервые стал пить витамины. Чувствую, что семья нуждается во мне.
Хорошо помню, что народ сильно обрадовался, когда узнал о независимости нашей страны. Для нас это означало, что теперь мы самостоятельно государство. Именно в независимости у нас появилось много возможностей для дальнейшего развития. Люди жалуются на жизнь и на тяжелые условия. Но по сравнению с тем, что нам пришлось пережить за век, сейчас все равно намного легче. Настоящие тяжелые времена остались позади. Нужно много и упорно работать, трудиться. Вот сейчас много говорят про кризис. Но и это пройдет, потому что время не останавливается. Тот, кто не работает, тот ничего не добьется в этой жизни. Не нужно жаловаться на жизнь, и придумывать причины своим неудачам. Если не будешь воровать и обманывать, то будешь чист перед всеми, и общество будет к тебе справедливо».