В настоящее время представители научных и культурных кругов Казахстана в рамках рабочих групп обсуждают и дорабатывают Долгосрочную Концепцию культурной политики, которая была разработана для реализации послания президента Нурсултана Назарбаева.
По словам участницы рабочей группы — директора Государственного академического русского театра для детей и юношества им. Н. Сац Надежды Горобец, республиканские театры получают достаточное финансирование, чтобы развивать материально-техническую базу, ежегодно повышать заработную плату актеров, реализовывать «творческие замыслы», проходить стажировки за рубежом и выезжать на гастроли, но у региональных театров складывается обратная ситуация.
«Мы выявили одну тенденцию, которая настораживает и огорчает нас — это дисбаланс между развитием республиканских и региональных театров. Именно в регионах не все театры могут пользоваться такой поддержкой местных властей, не у всех еще есть здания, которые соответствуют всем техническим требованиям, не каждый театр в регионе может себе позволить гастрольные поездки», — отметила Горобец.
По ее словам, заработная плата работников театра в регионах в 3-4 раза ниже, чем в республиканских театрах. Для сравнения средняя зарплата артиста республиканского театра составляет 130-150 тысяч тенге, отметил директор Казахского Государственного театра драмы имени М. Ауэзова Жуасбек Еркин.
«Одной из задач концепции было разработать механизм финансового воздействия и привлечения средств для того, чтобы выровнять этот дисбаланс. Есть регионы очень неплохие — это Кызыл-Орда, Караганда, Шымкент, но есть и регионы, где театры находятся в старых зданиях и продолжают финансироваться по остаточному принципу. Этот вопрос требует решения сегодня», — считает директор театра им. Сац.
Надежда Горобец сообщила, что в рамках Концепции культурной политики предлагается не только сохранить финансирование театров всех уровней из государственного бюджета, но и привлечь частный капитал для поддержки театральных инициатив и частных театров. Но она также отметила, что политика администраций регионов в этом вопросе остается пассивной.
«Наши акиматы предпочитают интенсификацию использования существующих площадок. Ни один акимат не поставил перед собой задачу создать дополнительные площадки для того, чтобы могли действовать частные театры, так как они закрываются исключительно из-за отсутствия площадок», — считает Горобец.
В проекте концепции говорится, что вопросы культурного развития регионов должны решаться на уровне местных исполнительных органов с учетом рекомендаций Национального совета по литературе и искусству и Министерства культуры. С идеей единой координации всех театров республики согласен художественный руководитель Государственного Академического русского театра драмы им. Лермонтова Рубен Андриасян:
«На мой взгляд, общий уровень театрального поля падает. Я имею в виду не только республиканские театры, а все театры в Казахстане. Все региональные театры были выведены из под эгиды Министерства культуры. Что они делают, что они ставят, кто там работает — мы не знаем. Это, естественно, сказывается на уровне того, что они делают».
Также руководители театров обеспокоены нехваткой кадров. По словам, Надежды Горобец театры не могут ежегодно пополнять труппу, так как не в состоянии предложить своим актерам достойное жилье и социальные выплаты.
«Наши социальные вопросы находятся в ведении акимата города Алматы, и, к сожалению, в настоящее время никак не решаются», — сообщила она.
Рубен Андриасян также отметил наличие проблем с кадрами и местными администрациями:
«Театр на подножном корму и это сказывается на уровне того, что делает театр. А это, в свою очередь, результат того, что единая культурная политика разбазарилась по интересам областных и городских акимов. Уже ходит масса анекдотов какие пьесы родственников того или иного акима идут в том или ином театре. Репертуарная политика выскользнула из рук государства. На мой взгляд, это плохо, мы к этому не готовы. Я очень боюсь, что судьба областных театров повторится с республиканскими. Тогда вообще о театральном пространстве Казахстана не может быть и речи».
Кроме того, руководителя Театра для детей и юношества им. Н. Сац очень беспокоит рынок у стен театра. По ее словам, из-за контейнеров с мусором, которые находятся рядом с входом на малую сцену, им приходится проводить зрителей через черный ход.
Хуже всего приходится сотрудникам Республиканского немецкого драматического театра — с 2007 года у театра нет собственного здания и артисты вынуждены давать спектакли на сцене других театров города. По словам директора театра Ирины Симоновой, после реформирования правительства РК решение вопроса о предоставлении театру здания снова отложено на неопределенный срок.
За семь лет рассматривались варианты строительства театра, покупки подходящего помещения или переезда театра в Астану, но в настоящее время руководство Немецкого театра в ответ на свои запросы в госорганы получает только отписки. Несмотря на трудности, театр представит в новом сезоне два новых спектакля — «Легенда о Балхаше» и «Маленькая камерная пьеса», которые будут идти на сцене театра драмы им. М. Лермонтова.
Руководитель театра им. Лермонтова Рубен Андриасян сообщил, что в новом сезоне зрителей ждут премьеры спектаклей «Ревизор», «Продавец дождя», «Старший сын», «Я жду тебя, любимый» и «Чайка». В планах у театра есть еще несколько премьер, но художественный руководитель пока отказался открыть этот секрет.
Директор Казахского Государственного театра драмы им. М. Ауэзова Жуасбек Еркин рассказал, что на сцене театра состоится премьера спектакля «Султан Бейбарс» на английском языке, а литовский режиссер Йонас Вайткус представит спектакль «Коркыт».
По словам руководителя драматической труппы Государственного республиканского уйгурского театра музыкальной комедии им. К. Кужамьярова Ялкунжана Шамиева, новый театральный сезон откроется премьерой спектаклей «Анархан» и «Герип-Санам». В конце октября в Государственном Республиканском корейском театре музыкальной комедии состоится премьере спектакля «Сказка об Алдаре-Косе».
Открытие сезона в Театре для детей и юношества им. Н. Сац ознаменуется премьерой спектакля «Волшебная флейта», затем состоится премьера мюзикла «Алые паруса» и спектакля «Человек из Ламанчи». В начале ноября в театре пройдет детский театральный фестиваль «Солнечный круг».