Детали века

Детали века

  • 16942

Тимур Нусимбеков, специально для Vласти

Фото Жанары Каримовой

Vласть начинает публикацию серии материалов об артефактах, которые имеют вековую историю, а также о событиях, произошедших в Казахстане и регионе ровно сто лет назад, в 1916 году.


1916 год - один из важнейших и судьбоносных годов в истории не только Казахстана, и не только в судьбе центральноазиатского региона, но и всего мира. Этот год был третьим и кульминационным годом Первой мировой войны, на тот момент - самой грандиозной и бесчеловечной войны в истории (Вторая Мировая начнется через 23 года). Этот год был годом восстаний и революционного брожения. От мексиканской сельвы до евразийских морей - значительная часть активного населения оставила мирный труд и погрузилась в военные действия.

В 1916 году начнется отсчет первых месяцев дадаизма и последних месяцев Российской империи.

В 1916 году впервые в истории для уничтожения противника будут применены авиация и танки.

В 1916 году Маяковский напишет свои лучшие лирические стихи и начнет увязать в странном многолетнем романе с Лилей Брик, а в нескольких тысячах километрах от него Блез Сандрар лишится правой руки в результате ранения.

В 1916 году, по другую сторону конфликта - юный Эрих Мария Ремарк получит повестку на Западный фронт, и в одном из кровавых боев на Сомме осколок французской гранаты изуродует бедро молодому немецкому ефрейтору Адольфу Шикльгрубэ (ака Гитлер).

И в это же самое время 9-летняя Фрида Кало будет ездить на велосипеде по улицам солнечно-революционного Мехико, а по другую сторону американо-мексиканской границы 17-летний доброволец Эрнест Хемингуэй уже упаковал свой рюкзак, чтобы переплыть океан, оказаться в окопах Северной Италии и увидеть то, что он позже опишет в романе «Прощай, оружие!»

В 1916 году английский разведчик, писатель и капитан британской армии Томас Лоуренс, еще не стал «Аравийским», но уже отправился в Месопотамию, чтобы поднять крупнейшее восстание на Ближнем Востоке.

25 июня 1916 года Николай II, император Российской империи, последний монарх из рода Романовых, подпишет указ «О привлечении мужского инородческого населения империи для работ по устройству оборонительных сооружений и военных сообщений в районе действующей армии». Неэффективный менеджмент, коррумпированность и великодержавный шовинизм, которыми в последние годы особенно славилось царствование Николая Второго - в полной мере воплотилось в этом указе. Так называемые «инородцы» негативно отреагировали на царский указ.

В Казахстане и Средней Азии заполыхало крупнейшее восстание в истории Российской Империи. В огне этого восстания погибнут сотни тысяч человек, преимущественно мирных жителей. Через несколько месяцев Империя распадется на куски, в которых начнется война всех против всех. Ровно через два года после кровавого лета 1916 года погибнет и император исчезнувшей империи. Николай Второй вместе со своей семьей и свитой будет изуверским способом казнен уральскими большевиками и чекистами в подвале одного из екатеринбургских особняков.


1916 год - одна из самых важных, трагических, малоизвестных и скверно понимаемых страниц в нашей новейшей истории. Первый материал сопровождается фотографиями артефактов из фонда Южно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея. Большая часть предметов зафиксированных на фото, была в обиходе в 1916 году и первой трети XX века. Изучая эти фотографии, можно составить примерное понимание того, какие вещи предпочитали наши предки ровно сто лет назад - какие украшения они предпочитали, отправляясь на свидания, в какой одежде переживали суровые зимы Великой Кыпчакской степи.

Эти фотографии помогают восстановить картину того, с каким оружием уходил на фронт офицер императорской армии и с каким оружием выходили защищать свои земли восставшие номады.

Частые зарубки на прикладе винтовки не помогут назвать имя ее владельца, но демонстрируют, сколько человек он отправил в другой мир. По накладка на рукоятке револьвера, покрытого слоем столетней ржавчины, можно попробовать представить, кем был ее хозяин.

Вглядываясь в цвета и линии орнаментов на амулетах и кольцах, можно попытаться разгадать, что для наших предков были красота, гармония и Бог.


Тымақ, конец конца XIX - начало XX вв.

Тымақ – зимняя шапка-треух. Тымақ состоит из тульи и больших лопастей, скроенных из войлока и крытых плюшем болотного цвета. Лопасти шапки подбиты лисьим мехом. Благодаря своей форме тымақ надежно защищает голову и шею в зимнее время. Также, такой тип шапки смягчал удар во время падения с лошади и при рукопашных схватках.


Тон и кісе белбеу, начало ХХ века.

Тон – зимний коричневый тулуп из овчины, длиной 120 сантиметров и шириной - 55. Сшит из дубленых овчин шерстью внутрь, подбит шерстью белого и темно-коричневого цветов. На тон уходило 5-6 шкур взрослой овцы. Подол и рукава тона оторочены вельветом черного цвета.

Кісе белбеу (кисе белбеу) – мужской казахский кожаный пояс с подвесками. Длина - 150 сантиметров, ширина – 2. Пояс декорирован металлическими пуговицами и узорными серебряными бляхами с казахским орнаментом, выполненным черной эмалью. Кісе белбеу имеет подвески: сумку (кісе), футляр-табакерку. Сумка напоминает пятиугольник, направленный вниз острым концом. Сумка и футляр-табакерка декорированы фигурными посеребренными пластинами и накладками разной конфигурации, они крепятся к поясу кожаными ремешками. Со времен цивилизации саков и Тюркских каганатов - мужской пояс имел большое символическое значение для мужчины-воина. К примеру, мужчина без пояса не имел право голоса на собраниях-курултаях. К поясу помимо бытовых предметов (шило, так - сумочка) крепилось охотничье и военное снаряжение: нож, пороховница, колчан и так далее.


Кемер белдік, начало ХХ века.

Кемер белдік (кемер белдик) – широкий женский пояс, длина – 95 сантиметров, ширина – 7,5 сантиметров. Изготовлен из черного плюша с подкладом и декорирован серебряными бляхами. Узоры казахского орнамента выполнены черной эмалью. Кемер-белдік короткий, опоясывает талию человека только один раз. Оба конца ремня заканчиваются «капсырма» - застежками–пряжкой. Пряжка плоская, имеет форму орнамента «қос мүйіз». Контур пряжки выделен двумя полосами.


Белдемше и кемер белдік, конец XIX – начало XX вв.

Белдемше – распашная юбка из бархата. Длина - 87 сантиметров, ширина по подолу – 195 сантиметров. Белдемше собиралось на широком, плотном поясе из того же материала, застегивалось на пуговицы или пряжку. Юбка украшена вышивкой тамбуром из хлопковых и шелковых нитей. Орнамент в вышивке белдемше – растительный, в виде побегов растений, различных цветов и переплетенных листьев.

Данный кемер белдік чуть больше предыдущего. Его длина - 98,5 сантиметров, а ширина - 8,5. Материал: серебро 958 пробы, камень - бирюза, ткань - бархат. Основа пояса изготовлена из бархата красного цвета. Концы основы продеты в прямоугольные скобы на пряжке. Пряжка пояса (тоға) состоит из двух частей, соединяющихся при помощи петель и крючков. Пряжка выгнутая по длине, прямоугольной формы, поставлена горизонтально. Центральную поверхность каждой части пряжки занимают симметрично расположенные фигуры в форме бутона. Основа пояса украшена бляхами двух видов, которые поочередно расположены на одинаковом расстоянии друг от друга. Один вид-круглые бляшки, другой-продолговатые.

Продолговатые бляшки околоромбовидной формы, с закругленными боковыми углами; вверху и внизу имеются навершия в форме трилистника. Поверхность пряжки и блях украшена в технике перегородчатой инкрустации и вставками бирюзы, создавая узорную поверхность «кабыршақты балық» (рыбья чешуя). Бляшки прикреплены к тканной основе пояса путем продевания петель в отверстие на основе пояса. В петли продет шнур, закрепляя бляхи на основе пояса.


Женские сапоги, конец ХIХ века.

Сапоги 23 размера выполнены из кожи. Каблук слоеный. Пятка украшена узором из кожи и ткани. Голенище прямое, средней высоты. Гвозди деревянные, кожа дубленая. Цвет – коричневый. По бокам декоративные кожаные шнурки.


Кайзеровская каска, 1914 год.

Шлем для защиты головы от крупных осколков, шрапнели, пуль на взлете, от ударов различных твердых предметов, разлетавшихся при взрывах снарядов. Материал - кожа, металл. Форма шлема: овальная по форме головы, с двумя низкими козырьками (передним и задним), выступающее навершие - фигурный металлический шип. «Кайзеровские каски» носили немецкие штабные офицеры, пехота.


Револьвер, конец ХIX – первая половина XX века.

Короткоствольный револьвер «Бульдог». Материал: сталь, железо, пластик. Техника: ковка, сборка, сверление. Барабан гладкий, имеет емкость под 6 патронов, ствол граненый (восьмигранный). Калибр револьвера 4,2 линии (10,56 мм = 44калибр). Рукоятка пластиковая с рельефным изображением крылатого сфинкса и растительного орнамента. «Бульдог» - тип карманного револьвера, оружие для самообороны. Пули вылетают прямо из зарядных камер барабана. Действует весьма сильно, но дальность и меткость невелики. Принят на вооружение в России в 70-е годы XIX века. Состоял на вооружении Русской армии до 1895, был заменен револьвером системы «Наган».


Сабля, состоявшая на вооружение Русской Императорской армии


Шашка

Длинно клинковое рубяще-колющее холодное оружие. Клинок однолезвийный, слабо изогнутый, у боевого конца двулезвийный. Использовалась как в конном, так и в пешем бою.


Мылтық — длинноствольное ружьё, популярное у кочевников Казахстана и центральноазиатских народов.

7,62-мм (3-линейная) винтовка образца 1891 года (винтовка Мосина, трёхлинейка) — магазинная винтовка, принятая на вооружение Русской Императорской армии в 1891 году.

Активно использовалась в период с 1891 до конца Второй мировой войны, также активно использовалась на фронтах Первой Мировой войны и в восстании 1916 года.


Шашбау – украшение для кос, начало ХХ века.


Ствол пистолета времен Первой мировой войны


Четырехгранный штык русской винтовки также времен Первой мировой войны


Шолпы – серебряные подвески для кос, конец XIX века


Шекелік - серебряные височные подвески, начало ХХ века


Тумарша – серебряная амулетница, конец XIX века


Пуговицы, серебро. Конец XIX века


Продолжение в следующей публикации.

За помощь в подготовке материала редакция благодарит Гульнар Саматовну Аренову, директора Южно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея, Биби Абдукалиевну Кошанову, заведующую отделом экскурсий и информационного обеспечения музея и всех сотрудников Южно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея содействовавших в сборе информации и экспонатов.


При подготовке материала использовались следующие источники: Интернет-журнал «Просвещение», Сайт Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей- аповедник, Научный журнал «АНТРО» , Сайт История Казахстана, Материал из Википедии Бульдог (револьвер), Материал из Википедии Винтовка Мосина.