Контемпорари беш

Ольга Малышева, специально для Vласти

Французская комедия, пусть даже нетипичная – жанр не для головы, а совсем наоборот. Именно к этой мысли подводит спектакль «Арт» режиссера Кубанычбека Адылова по пьесе Ясмины Резы, поставленный в Немецком театре.

На сцене Сергей Тейфель в роли Сержа. Он самозабвенно готовит бешбармак: с видимым удовольствием раскатывает тесто, нарезает картофель, лук, приоткрывает казан с кипящей сорпой. Серж за бешеные деньги купил картину модного современного художника Антриоса. Хорошую? Белую (« - Это же Тищенко. - А кто это – Тищенко? - Я не знаю. – Я тоже не знаю. Вот только Слава что-то о нем слышал»).

Антон Дукравец в роли Марка пьет воду, на вкус моментально отличая «Перье» от «Асем Ай». И то и дело глотает то гельземиум, то игнацию, то еще какую-то гомеопатию от нервного истощения. Он считает, что белый Антриос – дерьмо.

Акылхан Алмасов в роли Ивана все время что-то жует. А если не жует, то скрывается за узкой дверью, откуда доносится шум спускаемой воды. Ему по большому счету есть дело только до грядущей свадьбы, а тут Серж и Марк с этим Антриосом.

Персонажи Резы под руководством Адылова собственную историю все время пережевывают и извергают. Понимание настоящего искусства или пожирание навязанного псевдо – вот два полюса, между которыми мечутся герои, сбивая по пути, как кегли, вопросы дружбы, любви, семейных отношений.

Параллель между восприятием живописи и вкусами в еде, проведенная драматургом лишь для подчеркивания особенностей характеров персонажей, у режиссера начинает нести дополнительную нагрузку. Совместный дастархан в спектакле не только отвечает за развязку, когда спор об искусстве отходит на задний план и уступает место блюду дымящейся баранины. Он еще и напоминает о реалиях: в стране все обсуждаемые новости последних недель сплошь о еде – сначала о фуа-гра, потом о социальном хлебе. Тяжело так, как не было давно, и физиологические потребности берут верх над эстетическими.

Балансируя между пластами смыслов, Адылов не оставил без внимания весьма важный момент: «Арт» - это все-таки комедия. И спектакль, несмотря видимую (и невидимую) глубину, смешной. Забота режиссера о разнообразии эмоций для публики особенно заметна в сравнении: это уже не первая инсценировка Ясмины Резы в Алматы, больше того – полтора года назад на сцене другого театра ту же самую пьесу играл почти тот же самый актерский состав.

«Арт» с Сергеем Тейфелем, Антоном Дукравцом и Александром Шитовым в главных ролях в театре «Жас Сахна» ставил актер и режиссер ТЮЗа Владимир Крылов. Постановка Кубанычбека Адылова не получилась измененной или дополненной версией, «Арт» в его интерпретации – тотально другой спектакль.

Адылов не отказался от приемлемых для законов комедийного жанра преувеличенных образов, но сбалансировал персонажей не только с учетом текста драматурга, но и особенностей самих актеров. Поэтому, несмотря на то, что остается ощущение условности происходящего на сцене, сами герои при этом выглядят в достаточной степени людьми, а не карикатурами. Обострить характеры героев и сгладить при этом стремление актеров к гротеску - амбициозная задача, которая, однако, оказалась постановщику под силу.

Вообще «Арт» Немецкого - это чистый синкретизм, в котором сплелись вопросы, ответы, взгляды, традиции, явления, манеры, пути и способы. Никогда еще основой французской комедии не становилось казакша ет. Давно Немецкий театр не был таким всеобъемлющим. После застоя, курс, взятый театром в прошлом сезоне, продолжает уводить команду к новым экспериментам. И наблюдать за этим так увлекательно.

Фотографии с сайта Немецкого театра

Редактор, журналист, театральный обозреватель

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики
Просматриваемые