Правила несоблюдения

Дильмурат Зикрыяров, специально для Vласти

Ресторатор Дильмурат Зикрыяров написал колонку о том, что малый и средний бизнес может работать без бесконечного количества плановых и внеплановых проверок.

2015 год, помимо всего прочего, запомнился несколькими случаями массового отравления в Казахстане. Особенно выделилась наша прекрасная столица. Сразу несколько громких дел в Астане: в марте отравление в ресторане «Старомодный», в апреле в буфете детской больницы отравились 26 медработников (какая ирония!), в мае отравление около 70 студентов и преподавателей колледжа, в июле продавали пирожные в одном из кондитерских цехов, в ноябре пострадали дети элитного садика. Везде несколько десятков пострадавших. Много шума наделала история с рестораном «Старомодный», где после обвинения шеф-повара в несоблюдении норм СанПиНа и якобы отсутствия у ресторана разрешений на работу (в том числе и заключения СЭС как основного документа), этот самый шеф-повар (кстати, гражданин России) написал встречное заявление, в котором обвинил главного санитарного врача г. Астаны в даче ложных показаний и ложного заключения. В отношении главного санитарного врача было также возбуждено уголовное дело. Трагикомедия, не иначе.

Южная столица скромно отличилась шестьюдесятью пострадавшими — поклонниками турецкого фаст-фуда. Более запоминающимся оказался скандал с представительницей СЭС Наурызбайского района, которая отчитала волонтеров, помогающих пострадавшим от селевого потока. За что? За приготовление еды в полевых условиях, за антисанитарию и хранение продуктов ненадлежащим образом. Напомню, на месте чрезвычайного происшествия. Как говорится, ноу комментс.

В Казахстане достаточно жесткие требования контролирующих органов. Так почему же в стране, где получение документов на открытие даже маленького объекта общественного питания, тот еще бюрократический квест, случаются такие происшествия?

Начнем с того, что в существующей законодательной базе есть расхождения. Именно поэтому правила и приказы, регламентирующие деятельность МСБ в сфере общественного питания постоянно изменяются и дополняются. Это плюс. Гораздо хуже было бы, если бы законодательная база оставалась статичной. Но существующие расхождения или нечетко трактуемые пункты создают благодатную почву для неправомерных действий проверяющих органов и существенно повышают коррупционные риски. Это минус.

Помимо этого, есть более важная причина: жесткие требования. Конечно, каждый из нас хочет максимально обезопасить себя и своих близких от некачественных продуктов и блюд. Но как мы видим из примеров выше, строгие правила не всегда помогают. А я бы даже сказал, что мешают. Чем сложнее правила и нормы, тем велик соблазн их обойти. Я за то, чтобы разного рода правила и нормы были максимально четкими, простыми и понятными. Должны быть утверждены только основные требования, которым должен следовать бизнес. Сейчас речь идет о мелких и средних предприятиях. Складывается впечатление, что наши правила придуманы не для того, чтобы их соблюдали, а для того, чтобы их НЕ соблюдали. А несоблюдение правил, как известно, влечет за собой возможности манипулирования и разного рода коррупционных действий.

Из этого вытекает еще один важный момент: правовая безграмотность большинства наших предпринимателей, особенно совсем мелких. И, что уж греха таить, элементарная лень. Проще откупиться, чем связываться со сложностями нашего бюрократического аппарата. Но кто сказал, что это должно быть головной болью только субъектов МСБ? Ликбезом должны заниматься соответствующие организации, ассоциации и палаты предпринимателей. И госорганы в том числе. Да, временами проводятся встречи различного уровня с предпринимателями. Но правовой ликбез не должен ограничиваться только официальными мероприятиями. Условная бабушка, содержащая маленькую столовую, не пойдет на такого рода мероприятия. А между тем такие мелкие предприятия наиболее уязвимы и более подвержены манипуляциям и коррупционным рискам. Нужны, например, какие-то памятки, что-нибудь вроде «Что делать, если пришли с проверкой?» Большинство владельцев и работников элементарно не знают, какие документы и разрешения должны иметь представители соответствующих служб. И вообще, имеют ли они полномочия на данного вида проверку. Наши доблестные представители госорганов ловко жонглируют статьями, пунктами и витиеватыми оборотами и легко могут запудрить голову не только продавцу самсы, но и администратору солидного ресторана.

Иногда мне кажется, что наши контролирующие инстанции и государственные органы за 25 лет независимости так и не привыкли к тому, что мы живем в условиях рынка. Рыночные отношения диктуют свои правила игры. Рынок — живой организм. Он сам убирает слабых игроков или тех, кому не доверяет потребитель. А потребитель голосует рублём. Иными словами, потребитель пойдет туда, где чисто, вкусно и безопасно. Владелец бизнеса в этом кровно заинтересован, и он будет делать всё, чтобы угодить потребителю, у которого, кстати, тоже растут потребности и вкусы. Чем проще ведение бизнеса, тем больше игроков на рынке. Чем больше игроков на рынке, тем выше конкуренция. Чем выше конкуренция, тем активнее борьба за потребителя. Чем активней борьба за потребителя, тем лучше для всех. Элементарно, Ватсон.

Несколько раз в нашей стране вводили мораторий на проверки субъектов МСБ. В последний раз это было в 2014 году. Этот год, пока действовал мораторий, показал, что, в общем-то, малый и средний бизнес может работать и без бесконечного количества плановых и внеплановых проверок (часто несанкционированных). Каких-то эпидемий и повальных отравлений в стране не случилось. Во время моратория разрешены только внеплановые проверки по заявлениям граждан, когда существует угроза жизни и здоровью. Такой принцип должен действовать всегда. Речь идет, конечно же, не только о санитарно-эпидемиологических службах, но и пожарных, ЧСниках, разного рода комитетов при акиматах. К сожалению, все эти службы, призванные контролировать и помогать, в настоящее время функционируют как карательные органы. Складывается ощущение, что бизнес для них — это враг номер один. И вот когда они станут относиться к бизнесу как к союзнику, а не как к врагу, тогда многое станет меняться.

Ресторатор, совладелец кондитерских и пиццерий Lakomka foods

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики
Просматриваемые