Запрет на любовь до седьмого колена

Жаксылык Сабитов, историк, специально для Vласти

Иллюстрация – картина «Калкаман-Мамыр» Калибека Айнажарова, сделанная из дерева

В популярной литературе распространено мнение о том, что все казахи практиковали обычай, согласно которому молодые парень и девушка, которые являются родственниками до седьмого колена, не могли связать себя узами брака.

И действительно, отношения между родственниками у казахов более тесные, чем на Западе. Двоюродные братья и сестры у казахов имеют такую же дистанцию общения, как родные братья и сестры в США. Это связано с тем, что казахи еще полностью не совершили демографический переход, в результате которого патриархальные семьи (с тремя поколениями под одной крышей) распадаются и уступают свое место нуклеарным семьям («Папа, мама, я – счастливая нуклеарная семья»).

Для того, чтобы описать как это табу действовало, можно вспомнить знаменитую историю любви Калкаман и Мамыр. Неискушенные читатели могут подумать, что это история о неравной любви парня из поселка Калкаман и девушки из микрорайона Мамыр, но на деле эта история как раз-таки о любви между родственниками.

Калкаман был батыром из рода Аргын (подразделение Тобыкты). Он сумел прославиться в войнах с джунгарами. Мамыр была двоюродной тетей Калкамана (отец Мамыр был сводным братом деда Калкамана), но при этом была его сверстницей (такое часто бывало при многоженстве, когда разница в годах между детьми составляла и 40-50 лет). Калкаман влюбился в Мамыр, и у них возникло желание быть вместе. Здесь стоит остановиться на следующем моменте: красивой девушке неханских кровей в кочевом обществе было трудно. Чем красивее была девушка, тем больший калым хотел за нее получить ее отец. И часто красивые девушки становились похожими на юную невесту из картины «Неравный брак», когда муж был старше невесты на несколько десятков лет.

Картина Василия Пукирева «Неравный брак», 1862 год.

Поэтому выйти замуж за молодого и успешного батыра для красивой девушки было очень большой удачей. Тоже самое, что сейчас выйти замуж за молодого долларового миллионера, который смог это состояние заработать собственными силами, а не унаследовал его от родителей.

Вернемся к истории Калкаман-Мамыр. Калкаман, поняв, что добровольно родственники не выдадут Мамыр за него замуж, уговаривает ее бежать, но их ловят. Родной дядя Анет-баба приговаривает Калкамана к смертельному испытанию «ок байлау»: молодой человек должен промчаться на своем скакуне сквозь строй лучников, которые будут пускать в него свои стрелы. Если ни одна стрела не заденет его, — значит, Калкаман признается невиновным. Калкаман смог выжить в этом испытании. Скорее всего, ему помогло то, что все стрелявшие были его друзьями, соратниками и родственниками. Отделавшись ранением в бедро, Калкаман в откочевал в области Бухары. По сведениям Шакарима Кудайбердиева, его потомки до начала XX века, проживали там.

Данная история, услышанная Мухтаром Ауэзовым еще в детстве, стала основой для его пьесы «Каракоз», а впоследствии и балета с одноименным названием. В данной истории, Каракоз и ее возлюбленный Сырым —двоюродные брат и сестра. Судя по тому, что пьеса была поставлена в советское время, такой конфликт не был табу для советской культуры. Также стоит отметить, что в рамках ислама такая связь (такого же уровня родства как у Калкаман и Мамыр) не преступна. Будущий халиф Али женился на своей внучатой племяннице (Фатима, дочь пророка Мухаммеда).

Стоит отметить, что запрет на браки между родственниками до седьмого колена во многих случаях не касался аристократии.

Есть некоторое количество случаев, когда представители двух аристократических родов Торе (Чингизиды) и Кожа (потомки проповедников ислама) игнорировали близкое родство и выдавали своих дочерей замуж за близких родственников (от двух колен и выше, в пределах семи колен).

Таким образом, получается, что карасуек («черная кость», простонародье) придерживались этого обычая, в то время как аксуек («белая кость», «аристократия») имели право данный принцип периодически игнорировать. С чем это было связано? Ответ мы найдем не в народных обычаях, а в генетике. Тут отношение к этому вопросу двоякое. Есть две стороны одной медали. Лично для пары, которая является относительно близкими родственниками, такая связь может привести к сильному снижению вероятности получить здоровое и живое потомство. Гены у родственников похожи, чем ближе родство, тем больше общих генов, а также общих вредных мутаций. Эти вредные мутации, если у вас генетически далекие супруг или супруга, не проявят себя у ваших детей, так как вредный вариант гена уступит место нормальному варианту гена. Но если у вас у обоих такой вредный вариант гена, у вашего ребенка два копии хромосом с вредными мутациями могут присутствовать. И это может привести к летальному исходу. Так что, у относительно близких родственников есть один конкурентный недостаток. Они могут не оставить живого, здорового потомства. При этом у родственников седьмого-восьмого колена, общих генов становится очень мало, это снижает риск получения плохого генетического наследства до статистически малых величин.

С другой стороны, близкородственное скрещивание в некоторых случаях полезно, но не для конкретной семьи (для нее это может быть губительно), а для популяции в целом.

Так популяция может быстро избавиться от дефектных генов. Выживут здоровейшие.

С другой стороны, социальный эффект тоже ясен. В кочевых обществах с его многоженством, всегда ставал вопрос о перепроизводстве элит. Хорошая жизнь без гражданских войн возможна в случае, если количество людей, претендующих на место в элите, ограничено. Если мы видим перепроизводство элит, то это предвестник гражданских войн за престол после смерти старого хана. 10 сыновей хана могут устроить смуту, где погибнут тысячи, десятки и сотни тысяч людей. А с учетом того, что у некоторых ханов может быть и свыше 30 сыновей (как у Абылай хана и Нуралы хана), это становится проблемой номер один. Здесь близкородственное скрещивание может привести к некоторому естественному ограничению роста количества детей. Конечно, это процесс не остановит, но может замедлить.

Касаясь природы появления данной традиции, стоит отметить, что это табу возникло у простых кочевников, которые поколениями выращивали скот. Простые кочевники поколениями участвовали в селекционной работе и не могли не заметить того факта, что потомство у близкородственных особей менее конкурентоспособно. Именно эти наблюдения, по моему мнению, стали основой для появившегося табу. Поэтому почетным было привести жену из набега или похода в далекие страны. Ведь помимо чисто материальных моментов (отсутствие необходимости платить калым и т.д.), вы обогащали генофонд народа и своего потомства.

Поэтому в День святого Валентина, молодым парням и девушкам стоит помнить, что взаимная любовь может не признавать социальные и другие запреты, но законы генетики беспристрастны и могут сказать свое веское слово в вашем потомстве. Выбирая свою вторую половинку, стоит помнить, что географически и генетически отдаленная вторая половинка, может стать вашим конкурентным преимуществом во всемирной генетической «войне всех против всех».

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики
Просматриваемые