С началом нового учебного года и бурным обсуждением в соцсетях экспериментальных учебников по русскому языку вновь разгорелась дискуссия по поводу того, что современные дети мало читают. Журналист, редактор и писатель Мади Мамбетов считает, что причин для беспокойства нет.
В свое время Советский Союз считался «самой читающей страной в мире». Титул гордый, хотя, как известно, довольно фальшивый (это тема отдельного текста). И, как бы там ни было, обязывающий ко многому. В частности, эта советская традиция породила в обществе распространенный и довольно болезненно отстаиваемый «культ чтения». Не во всем обществе, конечно, - в среде так называемой интеллигенции (тоже, кстати, уникальной страты, известной только в СССР). Которая, собственно, и ужасается всему, что происходит в обществе: учебники русского языка калечат изучаемый предмет, игры, ТВ и компьютеры убивают книгу, этим же занимаются и электронные книги, дети перестали читать, ужас-ужас!
Я сам был и остаюсь читающим человеком. Как-то раз, лет в 20, пытаясь подсчитать прочитанные книги, те, что помнил, сбился со счета на подходе к двум тысячам. С тех пор, наверное, удвоил. И в родительском доме, и у бабушек-дедушек, стены закрывали полки с книгами. Я до сих пор сохранил почти нездоровое пристрастие к чтению – без книги или девайса, с которого я читаю, обходиться не могу. Сто страниц в день по-прежнему норма. И дом свой я тоже уснастил библиотекой, причем из 1800 книг больше полутора тысяч я купил лично (остальные экспроприировал у родственников) и постоянно пополняю коллекцию томов. Жизнь свою связал с языком – пишу статьи, стихи, сценарии, рекламные тексты, все, что можно представить; редактирую, корректирую, даю лекции. Написал с подругами книгу, которая до сих пор неплохо продается в магазинах.
Меня, как публициста и писателя, постоянно приглашают принять участие в дискуссиях, высказаться на ТВ или вот, как на прошлой неделе, выступить на книжном фестивале KitapFest Almaty 2017. И все это – на тему чтения. Одно интернет-издание попросило месяц назад подготовить список «книг, которые я порекомендовал своему сыну» - подготовил, опубликовали, множество просмотров. Такие списки я в частном порядке регулярно готовлю и для своих друзей, у которых растут дети школьного возраста. Я – эдакий poster boy для читающей аудитории.
И при этом я постепенно прихожу к выводу, что универсальная польза от чтения несколько преувеличена.
Начнем с того, что читать я начал от безысходности. В детстве я часто болел, пропускал детсад, и сидел дома круглые сутки. Тогда, в 80-е, было четыре канала – первый и второй общесоюзные, и один казахстанский. Четвертый – из соседней Киргизской ССР, «Фрунзе» назывался. Работали они часов по семь в сутки, и днем, пока советский народ торчал на работе, наступал «технический перерыв». Да и без него детских программ был мизер – образовательные программы для школьников на втором канале, один мультфильм в 18.00, открывавший вечернее вещание на «Фрунзе» в шесть вечера и «Спокойной ночи, малыши» в девять на первом. При таком изобилии развлечений не мудрено, что когда в пять или шесть лет сестра-первоклассница научила меня читать, я ушел с головой в книги. И перечитал их несметное количество до достижения совершеннолетия. Потому что телевизор наш сломался в начале 90-х, и только в нулевых мы смогли купить новый. Интернет в Алма-Ате появился в Пушкинской библиотеке в 1997 году. Ничего, кроме книг, не оставалось. И я перечитал все, что было дома, что было у моих ажешек, и в доступных библиотеках. Из Крыловской не вылезал месяцами.
Я благодарен литературе безумно, но все время задаюсь вопросом: будь у меня выбор, был бы я верен книгам? Честно говоря, - не думаю.
Современным детям доступно телевидение с шикарным качеством изображения, десятками телеканалов, среди которых есть полдюжины анимационных, где мультфильмы показывают круглые сутки. И даже это уже является уходящей натурой – дети смотрят своих «Машу и медведей» со смартфонов и планшетов родителей. Им доступны компьютерные игры, которые нам и не снились (наше поколение сутками могло играть в тетрис – тетрис!). И у них имеется интернет, в котором есть буквально все. Лев Николаевич и Федор Михайлович, в том числе, - но что заставит нынешних детей читать этих классиков, кроме понуканий родителей и натиска школьных учителей? Да ничто. И даже объединенные усилия предков и преподов скорее, нанесут ущерб и ребенка потом всю жизнь будет тошнить от классической литературы XIX века.
Самое же главное – зачем вообще все эти усилия?
Если подойти к вопросу очень прагматично, то для чего вообще важно чтение? Развивает воображение и образное мышление? Отлично, все верно. Всем ли нужно воображение? Не факт. Я не очень хорошо понимаю, как устроен мозг программиста, спортсмена или инженера, но встречал немало абсолютно лишенных сколько-нибудь абстрактного мышления специалистов, которым это никак не мешало оставаться сильными профессионалами и строить успешные карьеры.
Чтение развивает грамотность и чувство языка! Безусловно и неоспоримо. Но, чисто прагматически, кому нужны эти навыки для выживания? Людям, работающим с языком: писателям любой специализации (от литераторов до журналистов, от редакторов до драматургов), да филологам (преподавателям языка, корректорам, лингвистам, переводчикам). Им это жизненно необходимо - но какую часть от общей популяции составляют такие специалисты? Сомневаюсь, что даже 10-15 процентов. Остальные прекрасно могут обойтись и небезупречным языком – для айтишника не критично писать с ошибками, зато он знает, как писать коды и понимает устройство программ.
Небольшое отступление в честь тех, кого смущают современные экспериментальные учебники языка: у меня была уверенная пятерка по русскому языку в школе, и работой с очисткой текстов от ошибок я занимаюсь постоянно. В начале своей карьеры, когда я попал в штат детской газеты и регулярно становился дежурным редактором, для меня не было большей радости, чем поймать за нашим великолепным корректором какие-то чудом прокравшиеся ошибки, - но при этом начните меня гонять по правилам русского языка, и я не пройду сейчас тест для семиклассников. Зубрить правила – никчемный труд. Чтение – тут соглашусь, это единственный способ для человека писать грамотно, - но, опять же, эта грамотность не критична.
Граммар-наци раздражаются, замечая орфографические и пунктуационные ошибки. Я понимаю, - сам такой. Но встречались мне – и гораздо чаще, чем можно представить, - талантливейшие авторы (даже не технари, люди слова), которые писали с ужасающими помарками, но выдавали потрясающие тексты. Все относительно. Грамотность – огромный плюс, но не решающий.
Неначитанный человек – ущербен. И такое мнение есть. Я его придерживался долгие годы, пока вдруг не познакомился с целым поколением ребят 18-22 лет, которые за свою жизнь прочитали на порядок меньше книг, чем я, - и все равно остаются интереснейшими собеседниками, умницами, мыслителями и активно принимают участие в преобразовании мира к лучшему.
После нескольких лет работы управленцем в медиа-сфере я приобрел привычку смотреть на любого нового знакомого глазами работодателя – и хотя начитанность для меня всегда останется плюсом, но я предпочту кандидата активного, талантливого, трудолюбивого и обучаемого, любому напичканному книгами интеллектуалу.
Как и мне, несмотря на огромное количество прочитанного, любой работодатель предпочтет кого-нибудь посовременнее.
Мы все, стенающие по поводу упадка чтения, должны осознать одну простую вещь: мир вокруг нас изменился до неузнаваемости. И изменился необратимо. Мы живем в новую информационную эру, когда ежедневный объем поступающей свежей информации превосходит объемы новых данных даже тридцати лет назад в сотни, если не тысячи, раз. Большая Советская Энциклопедия служила источником верной информации для нескольких поколений, - сейчас Википедия может служить новостной лентой. Детям, подросткам, молодым людям приходится иметь дело с колоссально возросшим объемом информации, и даже для того, чтобы просто оставаться на плаву, чтобы просто быть в курсе, в современном информационном контексте – им приходится перерабатывать в сотни раз больше данных, чем нам в их возрасте. Конечно, они не могут так глубоко погружаться в этот контекст, как мы или наши родители, - надо читать в тысячи раз больше, а часов в сутках по-прежнему 24. Они не читают? Да бросьте – они читают в разы больше нас. Просто они читают по-другому. И даже не читают – они потребляют информацию. А она может поступать в виде гифок, мемов, видеороликов и твитов на 140 знаков. На книги нет времени ни у кого, кому нет 25.
Ни у кого, кроме очень небольшого процента тех, кто читать любит. И уж они любят читать по старинке, бумажные книги, от корки до корки, вдумчиво и всерьез. Их меньше – но мы знаем, почему. И их никогда не было много – даже в моем советском детстве, когда у всех были пресловутые четыре канала, читала запойно от силы треть сверстников. Остальные лепили, рисовали, играли в карты, вязали.
В новом мире, который уже наступил, а мы, ретрограды, еще не заметили, чтение потеряло то магическое значение, которое мы ему придавали. Ежегодно выходит больше книг, чем заключала в себе легендарная Александрийская библиотека, - всех не перечитаешь. А я вот, сидя в окружении книг, позавчера чуть не упустил шанс реализовать свою мечту последних двадцати лет, - просто потому, что не мог разобраться с покупкой билетов. И махнул рукой, потому что испугался необходимости разбираться в специально разработанном для этих нужд приложении для смартфона. А юная кузина все проделала за 7 минут (клянусь!), даже не вдумываясь в то, что она делает. Они уже живут в этом новом мире – а мы причитаем, что дети забыли про чтение. Все эти грандиозные социальные и технологические перемены уже перестроили наш мир.
Когда же меня в очередной раз просят что-нибудь посоветовать, поскольку «дети не читают, что делать?!», я сейчас могу дать только один ответ:
— Расслабьтесь и успокойтесь. Читайте книги сами, подавая пример, – и когда-нибудь ваши дети придут к чтению. Когда смогут хоть немножко сбавить ритм.
И еще: расскажите им, что чтение – это удовольствие. Невероятное удовольствие, которое к тому же, все-таки, очень полезно. Скажите им, хитро по-стариковски подмигивая, что удовольствие это – совершенно элитарное. И пусть вы, юнцы, прекрасно разбираетесь в криптовалюте и стартапах, у нас всегда остаются наши пыльные громоздкие бумажные тома. Но мы не жадные и готовы поделиться, - но только, шшшш!, никому не рассказывай, детка, - это только для тебя!