13426
12 марта 2020
Елена Бекбоева, турагент

Горящий бизнес

Как коронавирус повлиял на рынок туристских услуг

Горящий бизнес

«Как дела в туризме?», — спрашивают меня друзья. А я честно отвечаю: «Плохо». На это обычно мне предлагают прекращать ныть и предрекают, что «всё будет хорошо». Безусловно, когда-нибудь всё будет хорошо, но сейчас туризм — это сфера, наиболее пострадавшая из-за истерии с коронавирусом. Да и колебания курса тенге оптимизма не добавляют.

Традиционно осень и зима в турбизнесе — период постепенного спада продаж, дно которого приходится на декабрь-январь. Часто в этот период мы не зарабатываем или зарабатываем немного, используя ту «подушку», которую отложили с лета. В конце января начинается раннее бронирование Турции и других летних направлений, и мы, как Феникс, восстаем из пепла.

Но в этом году всё пошло не по плану. Пришёл коронавирус, а вместе с ним паника и уныние. И традиционного подъёма не произошло. Мы остаемся наедине со своими проблемами, которые никого не волнуют. Мы уже давно не говорим о заработке и не спешим «навариться» и «нажиться» на болезни. О нет, речь идет о выживании. Причем не только и не столько бизнеса, а обычных людей, таких же, как вы, для которых это работа и средства к существованию. Многие из них — матери-одиночки, ведь туризм — женская сфера. И думают они о том, что им нужно кормить детей и как-то жить дальше. И, возможно, менять сферу деятельности.

А ведь туризм не заканчивается турагентами и туроператорами. И даже авиакомпании и отели - это еще не все. Пострадают (и уже пострадали) гиды, транспортные компании, музеи и другие объекты культуры. А значит, они будут вынуждены минимизировать расходы на всё, что только можно и нельзя. И я даже думать не хочу, возможно ли при этом сохранить хоть какое-то качество и даже банальную работоспособность. А ведь сейчас без работы окажется огромное число людей, потому что зарплату им платить будет просто нечем!

При этом чиновники твердят в СМИ: «Вам должны отменить путевки без штрафа!» И я бы рада их поддержать (это правда!), но вот Закон о Туристской деятельности упрямо твердит, что «в случае, когда невозможность исполнения договора на туристское обслуживание возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, турист возмещает лицу, осуществляющему туристскую деятельность, фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законодательными актами или договором».

Понимаю ли я желание властей успокоить (а точнее, переложить ответственность) тех, кому выставляют штрафы за аннуляцию? Безусловно! Понимаю ли я обиду тех, кому эту неустойку возвращают? Более чем, ведь среди них - мои друзья и клиенты (а иногда это одно и то же). Но это ведь не мы, турпрофи, законы пишем. И даже не туристы. Мы просто по ним живем.

Кстати, негатива в последние дни прибавили и власти Индии и Шри-Ланки: первые аннулировали все выданные визы, а вторые - отменили визы по прилёту. Примерно также развлекается и Таиланд, где в прессе уже опубликован список стран, чьи граждане также не смогут получить визу в аэропорту, правда, пока это не подтверждено официально.

А еще, в последние дни, конечно, беснуются принципиальные самостоятельные туристы с лозунгами «Все бронируйте сами, нечего посредников кормить! Тогда и не будет проблем с отменой!» Хороший лозунг, правильный. Вот только сайты бронирования - это тоже посредники. Со своими условиями аннуляции. Вы вот, например, попробуйте отменить бронь отеля по тарифу Non-refundable, и я вместе с вами порадуюсь, когда у вас получится, если получится. То же самое и с авиакомпаниями: те немногие, что рейсы еще не отменили, почему-то не спешат возвращать деньги по невозвратным тарифам. Но вы попробуйте.

С другой стороны, можно порадоваться за внутренний туризм, у которого в этом году, кажется, должно все сложиться. Но это, знаете, такая любовь от безысходности. Да, люди поедут отдыхать на Алаколь и Балхаш, но совсем не потому что у нас отдыхать классно и недорого. Нет, друзья, у нас отдыхать дорого и по уровню отелей и инфраструктуры мы сильно проигрываем другим странам. Но у нас просто не будет других вариантов.

Ну а принимая во внимание опыт розницы, где за последние пару дней выросли цены на товары первой необходимости, сомневаюсь, что в условиях отсутствия конкуренции местные отели и другие средства размещения будут сдерживать свои аппетиты.

Но мы держимся (пока), улыбаемся и машем. Потому что ничего другого нам не остается. Но, если что, ищите меня в смежных сферах. Надеюсь, я в них буду столь же хороша, как и в туризме.