У Алматы много общего с моим родным городом Лос-Анджелесом. Оба города являются яркими культурными и экономическими центрами. И оба страдают от загрязнения воздуха. Когда я жил и рос в Лос-Анджелесе, грязный воздух доставлял много неудобств. Смог перекрывал вид на знаменитую вывеску Голливуда, так же как он сейчас перекрывает вид на заснеженные горы Алматы.
Теперь я знаю, что загрязнение воздуха более чем неудобно - оно вредит нашему здоровью и экономике. Вдыхание озона и загрязнение частицами приводит к росту случаев астмы, сердечно-сосудистых заболеваний, рака легких и может препятствовать развитию легких у детей. Повышенный уровень заболеваемости означает увеличение нагрузки на системы здравоохранения, которая и без того работает на пределе во время пандемии COVID. По оценкам исследователей, загрязнение воздуха является причиной 18% смертей людей старше 25 лет в Алматы.
Экономические потери столь же поразительны. Согласно недавнему исследованию Центра исследований в области энергетики и чистого воздуха, загрязнение воздуха в мире обходится экономике в 2,9 триллиона долларов, иными словами около 3,3 процента мирового ВВП. Загрязнение воздуха обходится США в 3 процента ВВП в год (около 600 миллиардов долларов), Китаю - 6,6 процента ВВП (900 миллиардов долларов), а России - 4,1 процента.
Но хорошая новость в том, что положение дел улучшить можно. Я горжусь, что воздух в Лос-Анджелесе с годами улучшился благодаря совместным усилиям правительства и гражданского общества, и я вижу, что похожие усилия предпринимаются и здесь, в Алматы. Хочу поделиться некоторыми уроками того пути, который мы проделали в Соединенных Штатах, в надежде, что это будет полезно, так как мы вместе решаем проблемы качества воздуха в Казахстане.
Соединенные Штаты приняли Закон о чистом воздухе в 1970 году, тем самым признавая необходимость регулирования. В результате выбросы шести наиболее распространенных в США загрязнителей снизились в среднем на 70% к 2015 году. Многие утверждают, что усилия по охране окружающей среды наносят вред экономике, но наш опыт показывает, что это не так: в то время как загрязнение снизилось, наш ВВП вырос на 246%.
По данным Университета Карнеги-Меллона, затраты на загрязнение воздуха в Соединенных Штатах из-за преждевременной смертности снизились на 20% в период с 2008 по 2014 год. При этом, загрязнение воздуха, вызванное энергетическим сектором, упало на 50 процентов, хотя показатели производства электроэнергии практически не изменилось. Что произошло? По данным Агентства энергетической информации США, объем электроэнергии, произведенной с помощью угля, за этот период снизился на 20%. При этом, энергия, произведенная с помощью природного газа и возобновляемых источников, выросла в объемах на 28 и 42% соответственно.
Правительство США уже поддерживает Казахстан в диверсификации своих источников электроэнергии, в том числе помогая правительству во внесении поправок в ключевые законодательные акты для модернизации энергетического сектора Казахстана, поощрения частных инвестиций и внедрения международных стандартов. Например, USAID содействовал проведению аукционов по возобновляемым источникам энергии в Казахстане, в результате чего выбросы CO2 в энергетическом секторе Казахстана в 2025 году будут на 3,6 процента ниже, чем если бы такой же объем электроэнергии производился с помощью угля. Кроме того, при поддержке правительства США количество и качество датчиков качества воздуха в стране выросло, и официальные лица учатся лучше использовать данные с этих датчиков. Узнав об опасностях загрязнения воздуха, жители Лос-Анджелеса заручились поддержкой правительства и гражданского общества; что не исключено и здесь.
Борьба с загрязнением воздуха может быть сложной, но грязный воздух имеет долгосрочные и чрезмерно дорогостоящие последствия. В конечном итоге, польза для здоровья граждан Казахстана и экономического развития страны огромна и стоит вложений. Соединенные Штаты готовы продолжить работу с Казахстаном над решением этой общей задачи. И я тоже готов. Теперь я могу видеть знак Голливуда в Лос-Анджелесе круглый год, и я хочу в будущем сказать то же самое о Тянь-Шане. Вместе мы сможем добиться этого.
Поддержите журналистику, которой доверяют.