36482
19 мая 2021
Данияр Молдабеков, фото Алины Жартиевой и Назерке Курмангазиновой

Сатиригон

Почему необходимо отстоять право на свободу слова?

Сатиригон

15 мая полиция задержала 25-летнего алматинца Темирлана Енсебека, автора сатирического паблика Qaznews24. Заведено уголовное дело по статье 274 Уголовного кодекса. При самом худшем сценарии ему грозит до трех лет тюрьмы. "Три года тюрьмы за сатирический пост о том, что глава Минкультспорта предложила легализовать мефедрон" - так мог бы выглядеть пост Qaznews24, но, к сожалению, подобный заголовок в современном Казахстане может носить совсем не сатирический характер.

У нас с Темирланом разница в возрасте - пять лет и в целом мы с ним принадлежим к одному поколению. Оно взрослело под поток бредовых новостей, чьи заголовки звучали не просто как сатира, а как название рассказа писателя-абсурдиста вроде Даниила Хармса. Когда мы выросли, этот поток не остановился, а то, что еще несколько лет назад казалось шуткой, - к примеру, переименование столицы в честь Нурсултана Назарбаева, - стало реальностью.

«Нурсияние должно дальше освещать страну, а казахстанцам нужно беречь лидера нации», «Гендиректор телеканала: Полуодетые женщины вызывают у мужчин импотенцию и рак простаты», «Депутат Тлеухан предложил создать в Казахстане единый банк спермы», «Байбек: В Алматы в ресторане можно за 500 тенге вкусно покушать» - вот только несколько эталонных заголовков в наших СМИ, которые вполне могли бы сойти за сатирические посты Темирлана Енсебека, если бы все это не было сказано на полном серьезе. Депутат Нехорошев действительно называл первого президента «нурсиянием», экс-аким Алматы Байбек без всякой иронии заявил, что пятисот тенге хватит для сытной трапезы в южной столице, а глава телеканала «Асыл арна» Мухаметжан Тазабек, обвинив «полуодетых женщин» в развитии у мужчин рака простаты, не снабдил свое заявление пометкой «сатирические новости».

А теперь давайте сравним заголовки, процитированные выше, с заголовками сатирических новостей из паблика Qaznews 24, которые особо отметил официальный сайт МВД Policia.kz.

Вот они: “Один раз в год – казахстанцев ограничат в выезде за границу”, “683 432 тенге составила среднемесячная номинальная заработная плата казахстанца в 2021 году – бюро национальной статистики”, “Министр культуры и спорта Актоты Раимкулова предложила легализовать мефедрон…”, “Уголовную ответственность вместо депутатов будут нести голосовавшие за них избиратели”, “Статьи за изнасилование и сексуальные домогательства перенесут из уголовного кодекса в административный”, “Депутаты Мажилиса отозвали Закон об обязательном декларировании доходов и имущества депутатов”, “Казахстанцам теперь чтобы выехать за границу, нужно получить выездную визу в миграционной полиции”...

Что-то мне подсказывает, что особой разницы между первой порцией заголовков и второй нет, если не считать того факта, что администратор сатирического паблика предупреждал, что он шутит, а вышеупомянутые депутаты и экс-аким предпочли этого не делать. Если взять в расчет популярную у консерваторов идею, что младшее поколение должно брать пример со старшего, то Енсебек - плохой ученик: он шутит, а они это всерьез.

И все бы ничего, но, как говорил барон Мюнхгаузен (тоже своего рода сатирик) в исполнении Олега Янковского: «Я понял, в чём ваша беда. Вы слишком серьёзны. Умное лицо ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица... Улыбайтесь, господа, улыбайтесь...».

Темирлан Енсебек покидает департамент полиции Алматы после пятичасового допроса. Фото Назерке Курмангазиновой

Впрочем, надо признать: сегодня у властей мало причин для улыбок. Дело Темирлана Енсебека, еще вчера никому неизвестного молодого человека, вышло на международный уровень - о нем пишут в иностранных СМИ, а авторитетная организация «Репортеры без границ» призвала прекратить преследование блогера-сатирика, и теперь весь мир знает, что столичный санврач запретил пердеть в общественных местах (шутка!).

***

В 1701 году Дэниэль Дефо, будущий классик английской литературы, написал несколько памфлетов, разозливших власти. Его привязали к позорному столбу на площади.

Наше законодательство подобных мер не содержит, но, сдается, мало кто решился бы освистать Темирлана Енсебека, если бы позорный столб разместили где-нибудь рядом с монументом независимости. Напротив, когда его привезли на допрос, около здания департамента полиции собрались его ровесники, чтобы выразить солидарность. Даже автор этих строк, за последние месяцы приросший к дивану, нашел в себе силы присоединиться к группе поддержки Енсебека. А потом - взяться за написание колонки об этой истории.

На подвиг в виде вставания с дивана я решился по очень простой причине: либо мы будем шутить, либо они - депутаты и чиновники - будут бредить.

Если же мы проиграем, то министру культуры и спорта Актоты Раимкуловой действительно придется легализовать мефедрон. А как еще жить в обществе победившего безумия?