14285
27 марта 2023
Алва Омарова, МППЧ, фото Kloop.kg (Мундузбек Калыков)

Судебные постановления душат протесты в Кыргызстане

Колонка Международного партнерства за права человека (МППЧ)

Судебные постановления душат протесты в Кыргызстане

Более 11 месяцев власти Кыргызстана запрещают публичные демонстрации и собрания в центральных районах Бишкека. Полиция неоднократно разгоняла митинги в общественных местах и задерживала протестующих, которые не побоялись запретов. Протестующие высказывались против войны в Украине и против недавней передачи Кемпир-Абадского водохранилища во владение Узбекистану в рамках сомнительного соглашения о делимитации границы. Это те темы, которые государство не хочет выносить на публичное обсуждение.

В январе разогнали митинг в поддержку арестованных во время Кемпир-Абадских протестов. Протестующие, в том числе пожилые женщины, были задержаны. Это наглядные примеры того, как ослабевает свобода мирных собраний в Кыргызстане. Они являются частью все более недемократической политики президента Садыра Жапарова, который пришел к власти после насильственной смены правительства в октябре 2020 года.

Почему такие запреты – это проблема?

Право на свободу мирных собраний не является абсолютным, но согласно международному праву, правительствам разрешено ограничивать это право только в качестве крайней меры в исключительных обстоятельствах. Ведущий эксперт ООН подчеркнул, что полные запреты мирных протестов являются по своему существу неоправданно жесткой мерой. Тем не менее такие запреты имели место в мировой практике. Например, на Кипре и во Франции во время пандемии коронавируса.

Согласно наблюдениям МППЧ, в последние годы Кыргызстан неоднократно накладывал запрет на мирные демонстрации в центральных районах столицы на несколько недель подряд. Местные суды объясняли запрет туманными причинами вроде необходимости борьбы с экстремизмом. Также они заявляли, что протесты создадут помехи для дорожного движения или вызовут «недовольство» и «волнение» среди других граждан. Подобные запреты были лишь предлогом, чтобы замалчивать мнения, неугодные государству.

За последний год использование этой сомнительной тактики достигло нового уровня. После того как Россия развязала войну с Украиной, местный суд Бишкека запретил мирные протесты перед посольством России, а также возле зданий президентской администрации и Жогорку Кенеша и на центральной площади Ала-Тоо. Очевидно, что таким образом правительство Жапарова хотело предотвратить мирные протесты против войны, которая является для него неудобной темой.

Запрет был введен после того, как Российское посольство направило местным властям официальную ноту с требованием остановить митинги рядом с их территорией. Позже последовало еще несколько судебных запретов; одним из последних постановлений было продление Первомайским районным судом запрета на митинги возле посольства РФ, зданий Жогорку Кенеша и администрации президента и прочих центральных точек до 31 марта 2023. Как обычно, запрет не распространяется на «государственные и муниципальные официальные мероприятия». Такое выборочное применение запрета говорит о том, что предотвращение «недовольства и волнения» среди граждан не являются его истиной причиной.

Желающим проводить протесты была отведена локация в парке Горького. Жапаров сказал, что там они «могут проводить митинги 24 часа» и «говорить то, что желают», но только при условии, что они «оставят в покое посольства». Но парк Горького - не подходящая точка для тех, кто хочет быть по-настоящему услышанным.

Продление запрета протестов в центральном Бишкеке позволяет правительству Жапарова выборочно разгонять протесты на те темы, которые им не нравятся. К слову, в Марте 2022 года юрист Нурбек Токтакунов был жестко задержан за критику постановления суда о запрете митингов у посольства РФ. Ему было предъявлено обвинение за мелкое хулиганство, и его посадили за решетку на пять суток. Многие другие тоже столкнулись с подобными обвинениями. В октябре трое граждан, выступивших с одиночными пикетами, были арестованы у посольства России в Бишкеке.

Острая критика от омбудсмена и от ООН

Нурбек Токтакунов не был единственным противником запрета митингов. Омбудсмен Кыргызстана Атыр Абдрахимова также выразила несогласие с данной мерой, сказав, что она противоречит Конституции независимого Кыргызстана и принятым международным обязательствам. Комитет ООН по правам человека как орган, который следит за выполнением государствами условий Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП), также подверг критике этот запрет при изучении отчета по правам человека в Кыргызстане за ноябрь 2022 года. В отчете Комитет по правам человека ООН призвал власти Кыргызстана:

«воздерживаться от необоснованного вмешательства в осуществление права на мирные собрания, в частности не вводить сплошные ограничения на мирные собрания, а также от избирательного и дискриминационного разгона мирных собраний».

Кыргызскому правительству следует прислушаться к данной критике, начать выполнять свои обязательства по защите права на свободу мирных собраний, гарантированного Конституцией, и немедленно снять действующий запрет на мирные собрания в центральных районах Бишкека. Если власти серьезно относятся к своим заявлениям о приверженности демократии, им следует позволить своим гражданам выражать несогласие – в том числе и у посольства РФ, и на площади Ала-Тоо.

Алва Омарова – исследовательница Международного партнерства за права человека (МППЧ). МППЧ – это независимая неправительственная организация, основанная в 2008 году. Основанная в Брюсселе, МППЧ тесно сотрудничает с гражданскими объединениями разных стран, чтобы привлечь внимание к проблеме прав человека на международном уровне и способствовать соблюдению прав уязвимых сообществ. Более подробную информацию смотрите на https://www.iphronline.org/ru/

This article is available in English here.