22387
20 сентября 2024
фото religions-congress.org

Национальный музей Казахстана. 10 лет безвременья

Почему главная культурная институция страны не в силах сохранить современное культурное наследние Казахстана и Центральной Азии?

Национальный музей Казахстана. 10 лет безвременья

Роза Абенова, экс-руководитель Центра современного искусства Национального музея Казахстана, специально для «Власти»

В этом году исполнилось 10 лет со дня основания Национального музея Казахстана. Казалось его открытие должно было ознаменовать новый период в культурной жизни Казахстана. Музей с площадью 74 тыс. кв.м. и численностью штата более 400 человек, призван быть центром консолидации научного и творческого потенциала страны, определяющим стратегию развития культуры и искусства.

Но, к сожалению, он так и не стал главной художественной институцией страны, и до сих пор не определил свое предназначение. Единственное, что пока остается незыблемым так это то, что музей является самым большим в Центральной Азии. А дальше?

А дальше можно было предположить что-то вдохновляющее, например, музей позиционирует себя музеем не только одной страны, но и целого региона, обладающим как большими площадями, так и крупной коллекцией искусства. К примеру, искусством современной Центральной Азии. На мой взгляд, такая концепция способствовала бы формированию уникальной культурной ниши, которая позволила бы музею приобрести международный статус.

И при этом, не отменяются его другие направления деятельности: археология, этнография. Однако, музей не обладает обширными научными фондами и артефактами. Развитие этих направлений в том виде, в котором они существуют сейчас, практически исчерпано. И здесь необходимо налаживать долгосрочные связи и находить новые формы сотрудничества с ведущими музеями, обладающими богатым наследием кочевой культуры.

Мой пятилетний опыт работы руководителем Центра современного искусства Национального музея Казахстана (с 2014 по 2019 год) позволяет выделить основные проблемы, среди которых отсутствие стратегии развития музея, кадровый дефицит музейных работников, несистемное пополнение коллекции, отсутствие популяризации национальной культуры и искусства как внутри страны, так и на международной арт-сцене.


Музей не выполняет в полной мере один из главных пунктов своей миссии — сохранение не только прошлого культурного наследия, но и современного. И, как результат, практически утерян уникальный пласт современного искусства раннего периода независимости Казахстана.

И кто бы что ни говорил о современном искусстве, это наша с вами история и наша задача сохранить ее для потомков. Сегодня мы гордимся уникальными древними артефактами, найденными на территории Казахстана. Но напрашивается вопрос: чем же будут гордиться наши потомки? А ведь у нас не мало талантливых художников, которые, к сожалению, так и не дожили до музейного признания.

Во время моей работы, прошерстив Казахстан вдоль и поперек, нами была запланирована большая коллекция искусства, которая, к сожалению, так и не была закуплена. А после моего увольнения коллекция и вовсе была расформирована. Личный опыт поиска спонсоров для закупа художественных работ в фонды музея показал, что бизнес-руководители не понимают для чего им надо быть спонсорами. Они не видят для себя никаких преференций.

Возможно, мы еще не доросли до сакральной мечты – «войти в вечность» как Третьяковы, Пегги Гуггенхайм, Жорж Помпиду и другие. Но это неблагозвучное слово «закуп», имеющее утилитарное назначение, является основным источником пополнения национального достояния.

Острая проблема музея – это нехватка квалифицированных специалистов: реставраторов, экспозиционеров, арт-менеджеров, кураторов, искусствоведов, научных исследователей современного искусства и других. Вопрос: где их найти?

Ответ прост: взращивать самим, обучая перспективных сотрудников на курсах повышения квалификации, а также привлекать высококвалифицированных специалистов как отечественных, так и зарубежных. В музее кадры решают все. Это специалисты по сохранению, формированию и развитию культурного наследия страны. Это специалисты, которые должны разрабатывать и внедрять новые стандарты досуга: образовательного, познавательного и творческого.

Современный музей – это важный социокультурный проект, задача которого создавать вокруг себя благоприятную экосистему, активно привлекая жителей города, взаимодействуя с пространством города. Музей не должен быть отстраненным объектом, помпезно возвышающимся над городом.

Казахстан занимает в Центральной Азии лидирующее положение в политике и экономике, но о лидерстве Казахстана на арт-сцене ничего не слышно. Для того чтобы занять лидерские позиции, необходима творческая инфраструктура: центры современного искусства, арт-пространства, ярмарки современного искусства, галереи, творческие и производственных мастерские для создания национальной сувенирной продукции и др. И для решения данных вопросов уместно объединить усилия и ресурсы различных отраслей: туристической, инвестиционной, креативной.

Однако перекладывать на государство все финансовые тяготы, связанные с культурой не совсем правильно. Мировой опыт показывает, что бизнес развитых государств активно поддерживают культуру и искусство. Филантропия, меценатство, коллекционирование являются необходимой составляющей социальной и культурной политики бизнеса.

Наши крупные меценаты тоже в деле: строится музей Almaty Museum of Arts и Центр современного искусства Целинный. В идеале в каждом городе должен быть процветающий музей и центры культурного досуга. И для этого государство должно подтолкнуть бизнес, приняв законодательные нормы, необходимые для развития института меценатства и филантропии.