• 7294
И тут я подумал – ребята, а ведь вам это не надо. У вас нет на самом деле этой потребности. Вы ее имитируете – возможно, это часть хипстерского кодекса жизни, или какая-нибудь еще модная тема, - но на самом деле ее у вас нет. И если в Алма-Ате заканчивается карнавал и пир духа, то во многом это вина алмаатинцев и никого другого. За пищу духовную надо платить – но Бог мой, как часто эта цена равна всего лишь раннему пробуждению в воскресенье!

 

Мади Мамбетов, журналист, специально для Vласти

 

Недавно мои друзья Оська и Дика проводили в алматинской «Кафетерии» первый из серии званых ужинов, на которых эксперты дискутируют на разные темы. Первый ужин был посвящен красоте, но мое внимание зацепилось за высказывание одного из гостей, который сетовал, что Алма-Ата, говоря цитатами из Austin Powers, «потеряла свой моджо» - город покинуло ощущение праздника, та бурная культурная жизнь, которая кипела в южной столице еще так недавно, постепенно выкипела. Подобные сетования я слышу уже не раз, а минувшее воскресенье у меня был повод задуматься об этом гораздо серьезнее.

 

В то воскресенье мы с парой друзей (в их числе вышеупомянутая Дика, Диана Бимахимова, арт-директор ресторанной сети) как-то удивительно для самих себя провели одно мероприятие. Очень крутое. Полтора года назад 10 000 жителей нашей планеты зафиксировали на камеру свой день, 10 октября 2010, и 22 апреля организаторы акции провели мировую премьеру собранного из всего этого видеоматериала полнометражного фильма. Акция состоялась в 160 странах, одновременно, и эта возможность синхронизироваться со всей планетой меня просто заворожила.

 

Мы пару недель напряженно переписывались с организаторами проекта, продвигали ивент в социальных сетях и раскидали промо-материалы в модных ресторанах и кофейнях города, договорились с кинотеатром «Цезарь», выпросили под проект большой зал и удобное время. Я лично мотался в DHL, занимался растаможкой диска, отдал на это собственные свои деньги – я пишу не из мелочности, а чтобы показать, насколько нам было важно сделать этот проект в Алма-Ате. И мы не пожалели ни разу – фильм One Day On Earth оказался потрясающим. Зрители следили за происходящем на экране, не отрываясь, пару раз все в зале прослезились. Дика вообще рыдала вторую половину фильма… Такой всеобъемлющей картины о мире, какой он сейчас, я не видел, наверное, никогда. Никогда я не чувствовал себя настолько землянином. Это. Очень. Крутая. Работа. И ее. Очень. Важно. Было. Посмотреть.

 

На странице ивента в Facebook  отметилось несколько десятков человек. Каждый просил по 2,3, 5 билетов. Всего мы позвали несколько сотен человек. В какой-то момент я испугался, что желающих окажется слишком много, и мы срочно связались с создателями проекта с просьбой разрешить дополнительный сеанс. Они немедленно ответили согласием. Так закончилась неделя и в воскресенье мы стояли у входа в «Цезарь».

 

Пришло 18 человек.   

 

Из них больше половины – близкие друзья организаторов.

 

И вы знаете, я даже не могу сказать, что был расстроен. Не могу сказать, что я был зол – хотя мы просили подтвердивших свое присутствие предупредить, если они не смогут придти. Я просто не мог поверить своим глазам. Дика, чуть не плача, спросила: - Что мы сделали не так?

 

Ничего. Мы привезли в город потрясающий проект, мы поставили его в правильное время – не в самую рань, а в 12 дня, чтобы зрители могли поспать после субботней ночи, кинотеатр находится в центре, мы провели хорошую рекламную кампанию. Показ бесплатный. Чтобы посмотреть фильм, не надо было покупать билеты, стоять в очередях или предпринимать хоть какие-то усилия, кроме простейшего: проснуться, приехать, посмотреть. Это смогла сделать дюжина с хвостиком алмаатинцев.

 

После мне вспомнилось многое. Как в бытность мою главным редактором журнала Time Out мы всей командой редакции бесконечно придумывали интересные акции, старались продвигать стоящие проекты, и делали уникальные материалы. И каждый раз каждое наше усилие было камнем, брошенным в болото – ни всплеска, ни отклика. Вспомнился прошедший в субботу День музыкального магазина, который устроили сеть магазинов «Меломан» и портал «АртПаровоз» - в субботу под вечер в главном магазине сети собралось человек 15. И то, большая часть из них, я уверен, просто мимо проходила и задержалась посмотреть. Вспомнилось, как публика в 30 человек считается успехом на поэтических чтениях. Как наша книга, «Excuse Me, Фак Off», 2 месяца возглавляла книжные продажи в Алма-Ате – и при этом продалось несколько сотен томиков. Вспомнилась моя хорошая знакомая, Марина Табенкина, которая полгода привозила в наш город иностранных музыкантов с мировыми именами, проводила концерты с на удивление доступными для гастролеров такого уровня билетами, - и как все полгода страдала от того, что публика не шла.

 

Где я вижу ажиотаж? На барахолке. И я говорю сейчас не об оптовых рынках, а ряде мероприятий, так или иначе построенных на консьюмеризме – от KFW до нашего же с друзьями проекта Almaty Garage Sale. На презентациях ресторанов много людей. На вечеринках гламурных журналов. Все, что касается шмоток, бижутерии, на худой конец, еды или бухла, пользуется стабильной популярностью.  

 

Вспомнилось и другое. Как народ в модных кофейнях или в просторах интернета сетует на бедность жизни духовной, как алмаатинцы клянут, к примеру, прокатчиков - дескать, одни блокбастеры в кинозалах, нет поклонникам арт-хауса прибежища. Но привозят, привозят этот арт-хаус, модные барышни – вы только не приходите в кинотеатр на него. Вот и снимают какого-нибудь Альмадовара с проката через три дня, - а вы потом ругаетесь, даже не зная, что он шел в кинотеатрах.

 

И тут я подумал – ребята, а ведь вам это не надо. У вас нет на самом деле этой потребности. Вы ее имитируете – возможно, это часть хипстерского кодекса жизни, или какая-нибудь еще модная тема, - но на самом деле ее у вас нет. И если в Алма-Ате заканчивается карнавал и пир духа, то во многом это вина алмаатинцев и никого другого. За пищу духовную надо платить – но Бог мой, как часто эта цена равна всего лишь раннему пробуждению в воскресенье! 

Свежее из этой рубрики
Просматриваемые