Известная журналистка Зарина Ахматова задается вопросом - что лучше - оградить сограждан от "тлетворного влияния" или заставить задумываться о причинах блокировок, отключений глобальных сервисов.

Зарина Ахматова, журналист, специально для Vласть

На днях «упал» Facebook. Официальных объяснений никто так и не дал. Но предположения появились сразу: какой-нибудь районный суд виноват. В день, когда за неделю до официально объявленного конца света вдруг случились технические неполадки с детищем Цукерберга.

Это в Таджикистане Бек Сабурович Зухуров в прошлом – учитель астрономии, ныне - начальник Службы связи при правительстве Республики Таджикистан, может заявить без всяких пиететов: ««Вообще хозяин у этого Facebook есть или нет? Он не может приехать в Таджикистан? Я бы с ним в дни приема встретился».

У нас, не смотря на перевыполненный план по созданию общества всеобщего благоденствия, не всегда находится столько смелости. Просто через пару лет отрицаемой блокировки мы узнаем, что какой-нибудь районный суд вынес какое-нибудь принципиальное решение по этому вопросу, как например, случилось с ЖЖ.

Позже популярный российский блогер Антон Носик с неприличным ником, означающим в широком смысле – русский авось и космополитичную безалаберность – рассказал мне предысторию. В СУП, сервис обслуживающий русский сектор ЖЖ, где тогда работал Носик, пришло письмо с казахстанской маркой и прокурорскими вензелями.

Просим, дескать, удалить с блогплатформы страничку одного опального родственника. Не удалили, потворствуя праву свободы на самовыражение. Наивные. И в один из дней пользователи, кликнув на заветный адрес, увидели, что браузер пошел в отказ.

Казахстанские почитатели уютной, прости Господи, «жежешечки» научились замерять ping’и, пользоваться анонимайзерами и ходить в ЖЖ через заднее крыльцо. Отток, конечно, все равно случился: лень победила технические лазейки.

Лично я, в ЖЖ последний раз была года полтора назад. Промаявшись, все-таки зашла в собственный блог ровно на 2 минуты. Их хватило для того, чтобы написать все, что я думаю о том районном суде.

И ведь, знаете, в чем просчет. Имя и фамилию того родственника узнали все, кто раньше мог и не подозревать о его существовании. Девочки, сообщавшие своим 10 «френдам» о том, каким оттенком новой помады порадовала их марка раскрученной парфюмерии масс-маркета. И эти 10 френдов, сообщавшие девочке о том, что она прекрасна…

Узнали «тысячники», узнали «тролли», узнали пользователи из сообщества «школа уродов», молодые мамочки-домоседки, ведущие он-лайн дневники взросления/кормления собственных чад… А вот каков был процент политически активных людей, знавших этого то ли хирурга, то ли гинеколога и выражающих несогласие с генеральной линией, в сравнении с армией тех, кто узнал про опального политика после блокировки ЖЖ?

Люди, составляющие в нашей стране угрожающее большинство неинформированных и/или безразличных, в том числе и к деяниям экс-принца – действительно не интересовались его блогом.

Раскрутить эту страничку гениальнее, чем это сделал отдельный районный суд не смог бы даже сам Артемий Лебедев. Даже если бы разместил у себя топлесс девочку, прикрывающую этот самый топлесс табличкой с адресом запретного блога.

Многие так и не поняли, что же в нем запретного или интересного. Тогда и случилось и трагичное, и смешное: у совершенно аполитичных людей заискрила вполне оппозиционная злость в адрес тех, кто дернул рубильник… Она не была ни осознанной, ни аргументированной, она просто вызрела на тех затраченных нервных клетках, которые умирали в минуты, когда сервис посылает специальный эхо-запрос удалённому серверу и ожидает ответ в попытке зайти в ЖЖ.

Месяц назад одно из подразделений прокуратуры, что присылала в СУП вензеля и марки, потребовало закрыть сразу почти сорок оппозиционных СМИ за «экстремизм» и порочную связь с другими опальными политиками. Другой районный суд постановил – запретить распространение информации через эти СМИ. А на страницы Facebook вдруг попало исковое требование, в котором в числе прочих ответчиков значились также Twitter, Google и многострадальный LiveJournal, осмелившиеся не мешать дублировать СМИ собственный контент.

Крик «Ату!» заглушил математику и оголил пещерную суть администрирования на всех уровнях в нашей стране. Даже подумалось, неужели повторим подвиг Бека Сабуровича?

Пока обошлось. Просто за неделю до конца света с детищем Цукерберга случились технические неполадки. Никто не знает, что это было. Решение какого-нибудь районного суда или непредусмотренный сбой.

Так действительно бывает. Но не удивительно, правда, что про неполадки никто даже не подумал… И стоит ли их винить? Необдуманные «контр-меры» по избавлению электората от пагубного воздействия «побудительных» конструкций, звучащих в СМИ, часто выходят боком.

За демократию, как ни странно, в нашей стране борются пока все больше в Сети. Можно, конечно, отобрать виртуальные ристалища, но где гарантия, что именно по этой причине не появятся реальные? Часто, когда в доме выключают свет, я выхожу на улицу. Бывает, там оказываются мои соседи…

Аудитория Facebook из числа казахстанских пользователей, самая обширная в Центральной Азии - порядка 600 тысяч. Есть ли смысл, выключать им свет?..



Свежее из этой рубрики