• 15233
EXPO-2017: Куда приведут мечты?
Ближайшие несколько лет в Казахстане пройдут под знаком подготовки к международной специализированной выставке EXPO-2017. На нее делают ставки в правительстве, считая, что выставка даст множество дополнительных экономических возможностей стране, а тема "зеленой экономики", которая будет одной из основных на выставке, активно продвигается чиновниками уже сейчас. Владислав Манузин анализирует перспективы EXPO-2017 и выражает сомнение, что многим планам правительства суждено сбыться.

 

Владислав Манузин, аналитик, специально для Vласти

 

22 ноября 2012 года в Париже в рамках 152-ой сессии Генеральной ассамблеи Международного бюро выставок (МБВ) EXPO столица Казахстана Астана была выбрана местом проведения международной выставки EXPO-2017. В новостях в тот же день пошла волна новостей, полных поздравлений и гордости.

 

Уже тогда я хотел написать большой текст на тему, насколько это бестолковое и ненужное мероприятие при текущем положении дел в экономике Казахстана и при существующей системе государственного менеджмента. Однако спустя почти полгода, оснований для написания подобного текста появлялось все больше и больше, и с каждой новостью от организаторов, чиновников и правительства, положение дел усугублялось, и не написать свои мысли по этому поводу я просто не могу.

 

Начнем с того что информация о победе была представлена следующим образом: Астана опередила город Льеж и выиграла право на проведение EXPO 2017 с заявленной темой “Future Energy” – энергия будущего, или зеленая энергия. У Льежа заявленная тема была “Connecting the World, Linking People, Better Living Together” – Объединяя мир, соединяя людей, лучшая жизнь вместе.

 

Почему наши выбрали именно такую тему, при абсолютном отсутствии какого-либо понимания в предмете и без какого-либо опыта, остается загадкой, ну да ладно. Зеленая значит зеленая.

 

Вот справка: «В настоящее время в нашей республике около 42% энергии вырабатывается из угля, 39% — из газа, 17% — из нефти. Доля ВИЭ составляет всего 0,2 %». Из отчета счетного комитета за 1 квартал 2013 года: В связи с отсутствием инвесторов не начато строительство запланированных 7 гидро-электростанций и 3 ветро-электростанций.

 

При подаче заявки представители Казахстанской делегации указали сумму затрат, планируемую для организации и проведения мероприятия в 1 250 000 000 евро (в долларах это будет 1 605 000 000, в тенге 242,3 млрд). Льеж был скромнее и указал сумму в 600 млн евро.

 

При этом хочу уделить ваше внимание следующим фактам, о которых наши СМИ и официальные источники ничего не говорили.

 

Канада сняла свою заявку на участие в связи с тем, что правительство пошло на конфликт с мэром города Эдмонтон и не поддержало заявку, сославшись на нехватку необходимой суммы в бюджете – что-то около $2 млрд. Мэр был зол, говорил, что развивать надо и другие города, кроме Оттавы, что над заявкой они работали с 2007 года, однако это не помогло.

 

Нечто похожее произошло и с другим участником, Новым Южным Уэльсом из Австралии, там тоже были жаркие дебаты на тему нехватки бюджета, что есть другие приоритетные социальные проекты, дебаты были настолько жаркие и долгие что австралийцы не сумели вовремя подготовить заявку, сняли ее и перенесли на 2022 год.

 

В результате упорной борьбы и больших материальных и трудозатрат Астана победила Льеж, и теперь, мы, казахстанцы, гордые участники и строители еще одной международной выставки и генераторы идей зеленой экономики. Мы показали этим жадинам канадцам что казахстанцы очень щедрый народ, мы показали этим австралийцам как надо организовывать тайм-менеджмент и выделать самые лучшие ресурсы на подготовку к такому замечательному событию. Вперед и с песней.

 

Теперь давайте пройдемся по организационным и подготовительным моментам уже состоявшегося победителя и строителя EXPO-2017.

 

Выставка EXPO-2017 в Астане продлится 3 месяца - с 10 июня по 10 сентября 2017 года. Вот одно из заявлений официального представителя от 26 ноября 2012: «В общем около 1 млрд евро - затраты на саму выставку, строительство павильонов, гостиниц, развлекательных центров. Это в основном будут привлеченные инвестиции, совместные проекты». Это сообщал тогда еще ответсекретарь МИДа Рапиль Жошыбаев на брифинге в пресс-центре службы центральных коммуникаций при президенте. Куда пойдут еще 250 млн евро господин Жошыбаев не уточнил.

 

Какая сумма будет привлечена в качестве инвестиций, господин Жошыбаев тоже не уточнил.

 

Также господин Жошыбаев заявил следующее: «Ожидается, что участие в ней примут около 100 стран мира и около 10 международных организаций. Посетят выставку более 5 миллионов человек».

 

И пострадал популизмом: «EXPO-2017 - крупный некоммерческий проект, он станет мощным катализатором развития страны и региона в целом. Интеллектуальное наследие выставки сможет поднять Казахстан на новый уровень, не говоря о мультипликативном эффекте от инвестиций в строительство, туристическую инфраструктуру, гостиничный бизнес».

 

Слово «некоммерческий» очень важно для понимания того, что вообще происходит. Исходя из этого заявления можно понять, что доходов или даже возвратов затрат на проведение и строительство в краткосрочной, среднесрочной и скорее всего никогда, мы как граждане не увидим.

 

Сколько гостиниц, и какая инфраструктура будет построена до сих пор остается загадкой, чуть позже я объясню, почему это очень важно и даже критично.

 

Президентом была образована Госкомиссия по подготовке и проведению EXPO 2017 в Астане, то есть процесс подготовки к строительству и организации был запущен, и началось назначение ответственных людей на руководящие должности.

 

6 декабря президент раздавал много заданий и объяснял, как надо руководить.

 

«В частности, он дал задание архитекторам, художникам и дизайнерам Казахстана придумать для EXPO-2017 уникальный архитектурный шедевр. В свое время возвели под Всемирную выставку Эйфелеву башню в Париже и Хрустальный дворец в Лондоне. Которое станет не только символом ЭКСПО–2017, но и войдет в мировую сокровищницу архитектуры и градостроительства»

 

Было поручено к началу EXPO-2017 завершить проект Смарт-Астана.

 

Президент поручил: «проработать принятие соответствующего Комплексного плана развития энергии будущего на 2013-2017 годы. Этим планом должны быть охвачены все регионы, национальные холдинги, исследовательские институты и потенциальные отечественные и иностранные инвесторы. Нужно скоординировать все программные документы».

 

Ура, ура, ура новой госпрограмме, как выполняют государственные программы мы все уже знаем.

 

«Особое внимание президент уделил на недопущение ошибок, необходимость учесть негативный опыт подготовительных работ к проведению ЭКСПО в Милане, Ёсу (Южная Корея)». Ох уж эти итальянцы и корейцы, не могут все толком организовать и учиться на чужих ошибках.

 

Помимо всего прочего, ввод в эксплуатацию легкорельсового транспорта в Астане был перенесен до началаEXPO-2017. Суть вопроса в строительстве около 100 километров путей, 40 станций, сопутствующей инфраструктуры, первая ветка должна идти от аэропорта Астаны до Байтерека. Хотя, возможно, уже все поменялось 10 раз.

 

С организацией, ответственной за строительство, ТОО “ASTANA LRT” вообще забавная ситуация, им еще с 2011 года выделяли бюджетные деньги на строительство, но они их не использовали в том виде, в котором должны были.

 

Вот вырезка из бюллетеня №32 за 2 квартал 2012 года: Целевые трансферты развития, выделенные в 2011 году на увеличение уставного капитала юридических лиц для реализации проекта «Новая транспортная система» в сумме 10 234,9 млн тенге, не были использованы для достижения прямых и конечных результатов. Соглашения о результатах по целевым трансфертам от 2 ноября 2011 года, заключенного между министерством и акимом Астаны и остались неосвоенными в полном объеме, при этом размещены ТОО «Астана LRT» на депозитном счете в филиале АО «Альянс Банк» Астаны. Кроме того, в республиканском бюджете на 2012 год на реализацию данного проекта по бюджетной программе 015 министерству выделены 18 000 млн тенге, тогда как в соответствии с п. 6 ст. 46 Бюджетного кодекса, в случае недостижения прямых и конечных результатов, определенных в соглашениях о результатах по целевым трансфертам на развитие предыдущего финансового года, целевой трансферт на развитие в очередном финансовом году не предоставляется.

 

Получается следующая ситуация: 30 млрд тенге на депозитах банков второго уровня, из которых ТОО «АстанаLRT» тратит на зарплаты своих сотрудников ничтожную часть. Остальное хранится до счастливых времен когда они все-таки запроектируют линию и начнут строительство.

 

Недавно они, кстати, провели тендер на услуги project management или управление проектом, на сумму более 1 млрд тенге, его выиграла некая зарубежная консалтинговая компания, ну пусть консультируют, глядишь все честно будет и построят как полагается.

 

Под новый год 30 декабря 2012 года президент делится мыслями о строительстве города под куполом, и возможно что он тоже будет построен к EXPO 2017.

 

16 явнваря 2013 года начинается интересное и захватывающее действо - перепланировка бюджета: «Сейчас мы находимся на новой странице нашей работы - это подготовка регистрационного досье и тщательное планирование выставки. То, что было до этого проекта, нуждается в большой подготовке. Когда мы защитим в октябре месяце наше окончательное досье, тогда уже точно будет ясно, какова будет конфигурация ЭКСПО-городка, какие инвестиции планируются на развитие его инфраструктуры, какие инвестиции будут вложены в целом в ЭКСПО», - сказал тогда вице-премьер Кайрат Келимбетов.

 

«Это требует определенных затрат со стороны бюджета и частных сторон, это требует тщательных исследований, ответ на этот вопрос будет в конце года», - добавил Келимбетов.

 

У меня вопрос, риторический, что и как они планировали, когда готовили заявку? Я понимаю что без доработок напильником того что уже защитили в бюро выставок не обойтись, но то что будет происходить далее покажет, что EXPO-2017 изменится до неузнаваемости и перестанет походить на то, что было в заявке, которая и победила на конкурсе.

 

Про тщательные исследования - это отдельная история, заслуживающая выговоров, увольнений и танцев с бубном, чтобы понять КАКИМ образом подавалась заявка и что в ней было написано без этих самых исследований, статистических данных сбора опыта по предыдущим мероприятиям.

 

Хочу поделиться своими наблюдениями за тем как аналогичная работа проводится Объединенными Арабскими Эмиратами, продвигающими город Дубаи на конкурсе по проведению EXPO-2020.

 

Уважаемые мной арабы из ОАЭ еще ничего не выиграли, они только на этапе подготовки заявки и еще не скоро состоится подача этого заявления в бюро по проведению выставок в Париже.

 

Однако они уже начали работу сразу в нескольких направлениях:

1.     Популяризация своей программы и заявки среди населения как ОАЭ так и других стран, при этом они подключают известные брэнды, например Etihad или Hotel Burj Al Arab, Hotel Atlantis, Dubai duty free tennischampionship.

2.     Проводят просто невероятную подготовительную работу по сбору и анализу необходимой сопутствующей информации, без которой невозможно адекватно оценивать ни денежные затраты, ни рассчитывать людские ресурсы требуемы для организации и строительства.

 

Вот, например, тут можно почитать видение как EXPO2020 в случае проведения в Дубаи будет развивать и без того вполне адекватные системы логистики товарооборота и морские порты. Приведены цифры что уже сейчас существует и работает и что будет после развития существующей инфраструктуры.

 

Вот тут можно почитать о том что в Дубаи вложат в свой и без того помпезные и полезный аэропорт еще $7,8 млрд, достроят новые терминалы, как пассажирские, так и грузовые, увеличат пассажиропоток с 60 млн до 90 млн человек в год. Количество стояночных мест для самолетов увеличится со 144 до 230. Грузопоток возрастетс с 2.2 млн тонн до 4.1, почти в 2 раза.

 

И это все без привязки к EXPO-2020.

 

Вы узнаете что в 2011 году пассажиропоток через аэропорт Дубаи составил 51 млн человек, в 2012 году эта цифра составила 57,6 млн человек. Целиком же авиационная отрасль ОАЭ - это 14,7% от ВВП, в денежном выражении это $39,5 млрд.

 

Дубаи планируют принять у себя на время проведения EXPO-2020 около 25 млн человек.

Вот тут и тут самая важная часть и расчеты по количеству существующих гостиниц и сколько нужно еще номеров для адекватного приема и распределения всех гостей, а также эффект от проведения выставки:

 

В случае, если Дубаи выиграет право на проведение EXPO-2020 из расчета 20-25 млн посетителей потребуется дополнительно ввести еще 75-90 тысяч номеров различных категорий комфортности.

 

Без привязки к EXPO 2020 Дубаи прогнозируют что будет введено дополнительно 15 000 номеров до 2016 года.

 

Прогнозирует что из 25 млн посетителей 30% составят местные и 70% будут иностранные гости, что весьма смелое предположение поскольку исторически доля иностранных гостей редко превышала 10% от общего количества.

 

В соответствии с прогнозами Oxford Economic экономический эффект от EXPO-2020 в Дубаи составит $38,6 млрд, будет создано около 277 тыс рабочих мест в период 2013-2021.

 

Я не смог найти данных о том, что для Астаны, в рамках подготовки к EXPO-2017 проводились исследования по количеству существующих номеров и «койкомест», и о том, сколько дополнительно номеров необходимо ввести чтобы разместить еще 2 000 000 посетителей.

 

Вот пожалуйста методология расчета по посетителям и посещениям:

 

 

Получается, что из-за рубежа приедет не более 500 000 гостей, а оставшиеся 1,5 млн. посетителей будут казахстанцы. Каждый десятый гражданин республики поедет, пойдет, поплывет, полетит на выставку. Вот в этом я сильно сомневаюсь. Даже если все жители Астаны, включая детей, пожилых людей, инвалидов сходят на выставку по 4-5 раз, это все равно не дотянет до заявленного количества.

 

В настоящее время в Астане общее число гостиничных номеров составляет 3 521, количество гостиниц – 64, наполняемость 29,7%.

 

Предлагаю вместе провести микро-исследование используя booking.com, поскольку, по моему опыту, это самый популярный ресурс по поиску гостиниц и, если в нем нет гостиницы, то вероятность ее заселения иностранцами будет минимальная.

 

Что мы имеем. 58 вариантов размещения без учета одноместный или двухместный номер, из них 44 гостиницы и отели, по количеству звезд ситуация следующая:

 

2* - 1 гостиница – 6 номеров;

3* - 24 гостиницы - 762 номера;

4* - 16 гостиниц - 1570 номеров;

5* - 3 гостиницы - 563 номера;

Без звезд – 8 гостиниц - 114 номеров.

 

Итого 3009 номеров. Будем оптимистами и предположим что это 6000 койко-мест. Становится понятным, что разместить 5 миллионов гостей попросту невозможно, нужны новые номера и гостиницы.

 

Организаторы EXPO-2017 заявляют, что будет построен специальный городок для проживания уполномоченных представителей, обслуживающего персонала участников павильонов и будет включать в себя 1050 жилых единиц вместимостью 3500 мест.

 

Помимо этого, организаторы пишут: «независимо от расселения участников, необходимо будет предоставить достаточное количество гостиничных мест (и в Астане и в окрестностях города, находящихся в часе езды). Это количество может составить 4 800 номеров высокого уровня, позволяющих разместить 7 500 человек каждый день».

 

Т.е. предположим, что это будут абсолютно новые места размещения, и 11 000 мест размещения будет достаточным, считают организаторы.

 

Давайте теперь мы посчитаем вместе, сколько нужно мест размещения или койко-мест нужно для комфортного пребывания только 500 000 иностранных гостей. Средняя продолжительность пребывания гостей-посетителей 4-5 дней. Время проведения 90 дней.

 

90/5 = 18 временных отрезков, в которые потребуется максимальное количество койко-мест.

 

500 000/18 = 27 777 койко-мест необходимо в каждый из этих временных отрезков.

 

Исходя из того что на booking.com мы нашли 6000 + 11 000 новых, заявленных организаторами, итого выходит 17 000 мест размещения. Где еще взять 10 000 койко-мест для постояльцев, которые захотят посетить нашу столицу, ответа нет, и это, скажем так, не самые оптимистичные прогнозы.

 

С другой стороны, абсолютно непонятно что делать с таким огромным количеством свободных мест в гостиницах и городках после проведения EXPO-2017, если в среднем наполняемость текущего количества гостиниц в Астане не превышает 30% в год.

 

Вкладывать существенные денежные, материальные и человеческие ресурсы для проведения выставки сроком в 90 дней, без существенной финансовой отдачи по крайней мере бессмысленно.

 

Теперь уделим внимание инфраструктуре Астаны. Первым делом аэропорт, лицо любого города.

 

Пожалуйста ознакомьтесь со статистикой сайта Аэропорта г.Астаны:

 

Динамика пассажиропотока

 

 

Динамика грузопотока (в тыс. тонн)

 

 

Теперь внимание, статистка от организаторов:

 

 

Разница в пропускной способности пассажиропотока почти 2 млн. Разница в пропускной способности грузоперевозок просто космическая - 600 тонн в сутки против 10 100 тонн в год. Разница в пропускной способности рейсов в сутки наоборот ниже, чем на официальном сайте аэропорта, почти в 2 раза.

 

По заявлению организаторов воздушным транспортом Астану посетят около 250 000 человек, при 90 днях проведения выставки Аэропорт должен принять 2777 пассажиров в день.

 

Допустим все самолеты будут Боингами 767, у них на борту в среднем 225 мест, у чартерных бывает до 320 мест, возьмем среднепотолочную цифру в 250 мест.

 

Для обслуживания только EXPO 2017 Аэропорт Астаны должен принимать не менее 11 рейсов в день.

 

Получается, необходимо либо расширять имеющиеся площади аэропорта для того, чтобы обслужить на треть больше пассажиров и принять на 30% больше самолетов.

 

На данный момент никаких заявлений о расширении пропускной способности аэропорта Астаны не было. Увеличения стоянок не планируется, увеличение площадей для грузоперевозок тоже не планируется. Всех все устраивает.

 

Все это я говорил к тому, что даже в случае расширения необходимых площадей только в плане гостиниц и аэропорта за 3 года, Астана в дальнейшем не сможет использовать вновь построенную инфраструктура даже в половину имеющихся мощностей и площадей. Что уже говорить о самих павильонах EXPO, существование которых под вопросом, поскольку никаких планов по дальнейшему использованию организаторы не дают, и прибыльность этих пустующих площадей под большим вопросом.

 

В следующих частях я попробую дать оценку коммерческим составляющим и оценке возврата прямых инвестиций и напишу еще немного о инфраструктуре и других статьях затрат, которые планируют организаторы.

 

Важно: Не допускается полная перепечатка материала в других СМИ. Может быть перепечатано не более одной трети материала, гиперссылка на сайт www.vlast.kz  обязательна в первом абзаце материала.

Свежее из этой рубрики
Просматриваемые