Дина Идрисова, психолог, журналист, специально для Vласти
Давайте сразу диагностируем мне заниженную самооценку. Потому что я терпеть не могу критику. Мне она не нравится вообще. Даже в формате так называемой конструктивности. Более того, именно такую, прописанную во многих материалах с комментариями психологов, "конструктивную" критику я особенно не люблю.
Не потому, что я есть совершенное создание, а потому, что меня уже достаточно конструировали. И до сих пор не добились совершенства. Так стоит ли ломать копья остроумия и правильно выстраиваемых алгоритмов спичей, призваных показать мне, что именно нужно улучшить, не забывая похвалить уже вполне приемлимое.
Для меня критика может быть полезной только в одном случае: когда я сама о ней прошу. Во всех остальных случаях я считаю ее вторжением в личное пространство и актом неприкрытой агрессии. Контролируйте себя.
И меня удивляет покорное отношение к такому вторжению и агрессии. Это тоже относят к большому пласту "Бог терпел и нам велел", да?
Случай из практики. Один мужчина работает на предприятии около двадцати лет. Он не слишком любит свою работу, но она гарантирует его семье экономическую стабильность. Неловкость или чувство вины (не всуе ли помянутое) заставляют его терпеть критические замечания широкого охвата. Мужчина уверял меня, что его вовсе не напрасно обвиняют в том, что он ни на что не годный, не специалист, нехороший человек и так далее. Мужчина искренне удивился вопросу о том, что же его два десятка лет терпят на работе. Ну же? Неужели это такой новый вид благотворительности: платить хорошие деньги плохому работнику?
Разумеется, я и сама любила рассказать миру в лице отдельных его представителей, как можно сделать его прекрасней. Все эти книксены с превосходством: "Мне кажется, было бы лучше если бы ты поменяла прическу/перечитал учебник". Опытные критики утверждают, что правду говорить легко и приятно. Надо только уверить себя, что дело это благое, подобрать верные аргументы и пару утешительных фраз. Тогда это вообще не критика, а часть работы по спасению заблудших.
Недавно в одной статье наткнулась на прекрасное: "Согласитесь, если мужчина критикует ваши кулинарные таланты с любовью, а не зло, то это может даже сойти за комплимент". Согласитесь?! А еще хороши комплименты вроде: "Не ожидал от вас такого результата, у вас же и опыта нет" или "Для своего возраста вы рассуждаете/обращаетесь с детьми/выглядите/пишите/говорите весьма неплохо". Скорее похвалили, но осадок остается.
Но самым невероятным стал способ борьбы с потенциальной критикой. Самокритика с опережением. Когда вместо предисловия человек спешит отметить: "Я ужасная мать/неопытный специалист/плохо выгляжу сегодня/недостаточно хорош для новой должности". То есть: я себя уже унизил, вы не утруждайтесь.
Потому что отовсюду звучат речевки о важной роли критики в жизни государства, общества и жизни каждого отдельно индивида. Но не надо путать круглое с мягким. В основе большинства критических замечаний и предложений лежит не моя, критикуемого заниженная самооценка, а напротив, какие-то неполадки критика. Вот здесь только почувствуйте разницу: речь не идет о людях, которые этим зарабатывают или по своим начальственным нуждам вынуждены делать замечания. Не стоит. Здесь другие отношения, а, значит, другие правила.
Но ведь всегда интуитивно понятна грань. А называть унижающие замечания критикой - подменять понятия.
К сожалению, от критики спастись почти невозможно. Если делать хоть что-то, всегда найдутся люди, точно знающие, как это что-то делать лучше или укажут, что исправить себе, чтобы все вышло как надо.
В рамках практической психологии разработаны определенные методы борьбы с критикой. Надо повышать самооценку, глубоко дышать, уточнять, что конкретно хотел сказать человек, щедро указывающий на ваши недостатки, понять его мотивы, продумать остроумный ответ.
Хорошие способы, полезные навыки. А еще можно помнить народное: "Обидеть художника может каждый, не каждый сможет избежать последствий".