Какую модель межэтнических отношений мы строим?  Продолжение дискуссии

В своей недавней статье для Vласти политолог Антон Морозов задается вопросом: «Какую модель межэтнических отношений мы строим?». Ответ задан самой его статьей: мы уже давно ничего не строим.

Создав единожды особую, признанную в мире «казахстанскую модель», мы продолжаем почивать на лаврах, упиваясь ее уникальностью. При этом не осознаем, насколько она уже отстает от динамики общественных процессов. 

 

Мариан Абишева, политолог, специально для Vласти

Последний раз модель была модернизирована в 2007 году, когда по итогам конституционной реформы Ассамблея народа Казахстан (АНК) получила возможности влияния на законодательном уровне госуправления. Как результат, ожидался процесс поступательной интеграции Ассамблеи в систему политико-властных отношений. Но, как показывает действительность, какого-либо участия АНК в управленческом процессе не наблюдается, также как и каких-либо изменений в содержании и формате деятельности.

Однако основная проблема, на наш взгляд, лежит не в институциональной плоскости, а в концептуальной – в содержательных подходах к вопросу укрепления стабильности межэтнической сферы нашей страны.

Модель межэтнического взаимодействия организационно и функционально базируется на принципе свободного обеспечения культурного самовыражения всех этносов Казахстана – за годы независимости были созданы условия для сохранения и развития этносами своих родных языков, обычаев и традиций. Диалог культур является одним из основных факторов развития толерантности общества, и этот принцип позволил достичь определенной степени стабильности межэтнических отношений.

В то же время, национальная политика требует переосмысления и модернизации ее инфраструктуры в соответствии с вызовами современности. Речь идет о таком существенном факторе, как социально-экономические процессы, от которых зависят наличие работы, социального обеспечения, уровень доходов и, конечном счете, самочувствие населения – как социальное, так и национальное. Данный фактор предполагает, что чем благополучнее социально-экономическое положение населения, тем меньше уровень межнациональной напряженности.

В этом плане современное состояние социально-экономической сферы в РК представляется не совсем свободным от проблем.

Источником определенной напряженности, способной приобрести «межнациональную» окраску, служит разница (прежде всего, в плане экономических возможностей) между регионами, городом и селом, вызывающая массовый миграционный процесс, приводящий к адаптационным трениям на культурно-языковой почве, в сфере трудовой конкуренции, жилищно-бытовым проблемам и т.д.

Так, (здесь и далее – по данным Агентства РК по статистике), из общих потоков миграции населения в январе-июне текущего года 140 792 чел. на внешнюю миграцию приходится только 10 663 чел., остальные 130 129 чел. – внутренние мигранты.

По межрегиональным перемещениям положительное сальдо миграции населения наблюдается в шести регионах страны, из них самое большое по величине – в городах Астана, Алматы и Алматинской области.

И это не случайно – именно в городах Астана и Алматы (а также в Атырауской, Мангыстауской областях) самые высокие размеры среднемесячной заработной платы по стране. Размах значений в величине номинальных доходов по регионам в июле текущего года составил почти 2,5 раза, при этом самые низкие показатели наблюдаются в Жамбылской и Северо-Казахстанской обл.

Значительная дифференциация сохраняется и по линии город-село. Фактически, так называемый «разрыв между городом и деревней» за годы независимости так и не преодолен.

Несмотря на то, что среднемесячная номинальная заработная плата в целом по стране выросла в период с 1995 по 2013 годы в двадцать с лишним раз (с 4786 тенге – до 112792 тенге), среднемесячная номинальная заработная плата работников сельского хозяйства в процентном соотношении к среднереспубликанской осталась на уровне 1995 года – 50,2%. (Здесь приводятся показатели состояния социально-экономической сферы в периоды институционализации «модели межэтнических отношений»: 1995 г. – образование Ассамблеи народов Казахстана, 2007 г. – конституционный статус АНК).

1995*

2007*

Июль 2013**

Среднемесячная номинальная заработная плата, тенге

4 786

52 479

112 792

Минимальный размер заработной платы, тенге

262

9 752

18 660

Среднемесячная номинальная заработная плата работников сельского, лесного и рыбного хозяйства:

тенге

в % к среднереспубликанской заработной плате

2 404

50,2

24 865

47

56 574

50,2

* Оплата труда в Республике Казахстан. Статистический сборник / Агентство Республики Казахстан по статистике – Астана, 2008 // www.stat.kz

** Социально-экономическое развитие Республики Казахстан. Январь-июль 2013 // Агентство Республики Казахстан по статистике – Астана, 2013 // www.stat.kz

При том, что доля сельского населения составляет 45,1%, заработная плата в сельскохозяйственном секторе остается ниже, чем в исконно считающихся самыми низкооплачиваемыми секторах – образовании и здравоохранении (здравоохранение и социальные услуги – 74,3%, образование – 66,4%).

Эти и многие другие социально-экономические показатели и противоречия являются «миной замедленного действия», создавая риск возрастания роли этнического фактора в социальной ситуации. Сейчас уже очевидно, что вопрос консолидации нации не имеет перспектив без решения проблем региональных диспропорций социально-экономического развития, а также уменьшения разницы уровней жизни в городе и на селе.

Поэтому при разработке модели межэтнических отношений обязательно должны учитываться взаимозависимость и взаимообусловленность социально-экономических, культурных, нравственных, бытовых и других факторов в соответствии с их потенциалом.

Другой момент, на который хотелось бы обратить внимание, моделируя развитие межэтнических отношений, – это недостаток научно-методологической проработки вопроса. Имеющиеся проблемы национального строительства во многом объясняются слабым научно-методологическим обеспечением (как, в принципе, и в любой другой сфере; это, вообще, тема отдельного цикла).

К тому же данное обстоятельство усугублялось отсутствием открытого, диалогового обсуждения проблем в сфере межэтнических отношений. Правда, деятельность Научно-экспертного совета при АНК позволяет надеяться на улучшение ситуации в этом вопросе.

Логика этнополитического развития требует углубления концептуальности национальной политики, выдвижения новых объединяющих ценностей. Структурные изменения в казахстанском обществе, по-видимому, подошли к тому рубежу, когда необходимо конкретизировать ценностные ориентиры, сформулировать социальные нормы и правила игры, при соблюдении которых возможны баланс и стабилизация всех подсистем общества – экономики, политики, социальной сферы и культуры, сферы межэтнических отношений. Другой вопрос – кто должен стать генератором такого рода идей? – остается открытым.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики
Просматриваемые