Если спросить любого алматинца о том, что ему больше всего не нравится в городском пространстве, то мы получим список, в который обязательно войдет несколько стандартных пунктов.
Среди них:
Пробки на дорогах
Отсутствие мест для парковки автомобилей
Точечная застройка
Малое количество парков и других мест для отдыха, вырубка деревьев
Недостаток школ, детских садов и другой социальной инфраструктуры
Винить в этом можно много факторов, начиная с приезжих и заканчивая акиматом, но фундаментальная проблема очень проста — город Алматы просто не рассчитан на такое количество населения, не рассчитан на такое количество автомобилей, на такие нагрузки на инфраструктуру. В целом, Алматы перешел определенную грань в плотности населения — при площади в 320 км2 в нем жило 1450 тысяч человек, а если брать медицинскую статистику, то 2,2 миллиона человек. В целом, это дает плотность населения минимум 4,5 тысячи человек на 1 км2. Для сравнения, в Астане плотность населения 1162 человека на км2, в Караганде — 876 человек на км2, а в Шымкенте — 1969 человек на км2, то есть плотность населения в других крупных городах в 2,5-5 раз меньше чем в Алматы. Плотность населения 4500 человек на км2 — это плотность населения Москвы и некоторых старых азиатских городов и переход за критический рубеж в 2000 человек на км2. Но в отличие от Москвы в Алматы не было, и пока нет:
Пригородных электричек, которые позволяют перевозить огромное количество людей из городов-спутников
Системы метро, которая не только покрывает почти всю территорию города, но и сопряжена с основными видами городского и пригородного транспорта
Системы городского планирования микрорайонами с развитой социальной инфраструктурой, что приводит к отсутствию необходимости выезжать из своего района, кроме как на работу (в московском метро крайне редко можно увидеть детей — дети учатся в основном рядом с домом)
Очень широких улиц и многочисленных многоуровневых развязок
Системы кольцевых и объездных дорог
И при всем при этом Москва, особенно в центре, производит впечатление перенаселенного города — конечно не так как индийские или китайские города, но уже точно не так как европейские. Алматы от масштабов московских проблем спасали 3 вещи:
Планировка города в виде прямоугольной сетки, а не радиально-кольцевая, что резко улучшает транспортную связность районов
Наличие в части города сформированных микрорайонов
Усилия властей города по улучшению транспортной обстановки — развязки, пробитые улицы, Восточная объездная дорога, линия метро и так далее.
Тем не менее, эти усилия в силу фундаментального обстоятельства — высокой плотности слабо помогали городу, особенно в критических случаях вроде мощного снегопада или необходимости вести масштабные ремонтные работы инфраструктуры.
Между тем, если обратить внимание на рост Алматы в историческом периоде, то можно увидеть, что город рос соразмерно своему населения.
Посмотрите на карту выше, которая показывает рост территории с 1860 по 1981 год (надо еще сделать скидку на увеличение этажности зданий): в 1860 году — 5000 человек, 1880 — 17 000, 1917 — 42 000, 1941 — около 240 000, 1981 — 1 миллион человек. Как видно, с 1941 по 1981 годы население выросло в 4 раза, но и площадь города увеличилась с примерно 50 км2 до 175 км2. Однако позже, хотя площадь города и выросла почти в 2 раза сообразно выросшему в 1,5 раза постоянному населению, но 5 обстоятельств ухудшили ситуацию:
массовая автомобилизация горожан (с 1990 года она выросла как минимум в 5 раз — до 505 тысяч автомобилей)
увеличение количества незарегистрированных жителей — это как минимум 500-700 тысяч человек, что увеличивает число жителей в городе до 2,2 миллионов человек
уменьшение объектов социальной инфраструктуры (детских садов и школ), на душу населения и общая неравномерность их распределения, что увеличивает количество поездок горожан
снижение доли перевозок общественным транспортом за счет ликвидации трамвайных маршрутов
появление огромных по площади вещевых рынков (к примеру, из 74 рынков города 34 построены незаконно в пределах «красных линий»)
Да и в целом в том же Генеральном плане была неверно оценена скорость роста населения — в редакции Генплана 2001 и 2004 годов количество населения к 2020 году прогнозировалось в районе 1,3 млн. человек, что явно не соответствует действительности.
Единственным способом улучшить ситуацию в городе стало его расширение, что и начало осуществляться с 2011 года — Указом президента Республики Казахстан от 12 мая 2011 года № 77 в черту Алматы были включены часть земель Алматинской области общей площадью 1330,25 гектар или 13,3025 км2. Однако, как я тогда сказал в комментарии порталу «Кворум.kz»: «Я считаю, что эта мера (расширение черты города) была абсолютно необходима, но недостаточна. Например, если посмотреть на то, какую территорию контролирует городской маслихат Атырау, то там есть простор для развития, а у нас его нет. По идее, для развития к Алматы нужно отнести все близлежащие районы от Байсерке до Каскелена и Талгара. Для огромной двухмиллионной конгломерации места отведено с гулькин нос! Городу нужно отдать как минимум половину близлежащих районов в радиусе 10-15 километров». Идеалом для Алматы, на мой взгляд, было бы конечно нечто вроде городских администраций Атырау и Экибастуза, которые управляют не только собственно своими городами, но и обширными территориями вокруг них.
Но присоединение территорий к Алматы не ограничилось 13,3 км2 и продолжалось дальше:
Указом президента от 21 сентября 2012 года № 385 в состав Алматы включили часть земель Карасайского и Талгарского районов площадью 11 920,93 гектара или 119,2 км2
Указом президента от 16 апреля 2014 года № 798 в состав Алматы включили часть земель Илийского, Карасайского и Талгарского районов общей площадью 23 200 гектаров или 232 км2.
В последнем случае в состав города вошло 27 поселков практически с населением 90-100 тысяч человек. Контуры города сейчас с последними включениями можно увидеть на карте ниже.
Таким образом, Алматы теперь имеет площадь около 685 км2 и население около 1 665 000 человек.
Если опять посчитать по плотности населения, то теперь плотность населения в Алматы снизилась с 4532 человека на км2 до 2431 человека на км2, а значит структура города будет перестраиваться и улучшаться.
Какие сложности могут быть при этом?
Необходимо будет подтянуть данные территории до уже существующих районов города по многим параметрам — дороги, коммунальные сети, социальные объекты.
Надо перерегистрировать и переоформлять все государственные учреждения на этих территориях, трудоустраивать работников этих учреждений.
Все новые территории и их жителей надо будет вносить в городские кадастры и базы данных, что повлечет определенные сложности с документами.
4. На все эти мероприятия нужны деньги и тут выступает — недостаток денежных средств. 15 апреля 2014 года Маслихат города утвердил бюджет города, и он составляет реально 342,7 миллиардов тенге. Затем были присоединены новые территории и из бюджета дополнительно выделили 12,1 миллиарда тенге, из которых на развитие этих территорий выделены 3,3 миллиарда тенге. Выделенные 3,3 миллиарда тенге будут направлены на топографическую съемку и геодезические работы, ремонт дорог и уборку территорий, а также на обеспечение деятельности объектов здравоохранения и образования. Но это конечно не очень большие деньги — в дальнейшем, судя по опыту развития Алатауского района, на их обустройство нужно будет тратить по 15-20 миллиардов тенге ежегодно.
5.Необходимо будет налаживать сообщение от присоединенных поселков до города — действующий проект легко-рельсового трамвая, который будет запущен в 2018 году, надо будет корректировать и вводить новые транспортные узлы и маршруты.
6.Возможно, надо будет делать еще ряд административных единиц в пределах города — новых районов.
Что даст расширение в перспективе городу?
Возможность переносить районы застройки на свободные площадки, что сократит надобность в точечной застройке внутри действующих городских районов.
Развитие транспортной инфраструктуры города для сокращения времени и снятия напряжения с основных магистралей.
Развитие туристической инфраструктуры и объектов, которых в настоящее время не хватает.
Жители пригородных поселков получат собственные социальные объекты, и им не будет нужды полулегально пользоваться городскими объектами (детсадами, школами, поликлиниками).
Возможность для развития новых индустриальных производств и логистических центров.
В целом, данное расширение города Алматы свидетельствует о том, что с определенными трудностями город все-таки превращается в полноценную агломерацию с улучшенными условиями жизни и комфортной средой как для бизнеса, так и для населения.