«Потребителя убедить не использовать пластиковые пакеты проще, чем бизнес»

Фото Жанары Каримовой
  • Просмотров: 15683
  • Опубликовано:

Айсулу Тойшибекова, Vласть

Почти два года назад в Астане запустился проект по производству органических одноразовых пакетов. В отличии от полиэтиленовых, которые разлагаются на протяжении почти пяти столетий, пакеты компании Eco Products Group разлагаются в срок от 100 дней до года. Управляющий партнер компании Батырхан Жуманов рассказал Vласти о том, почему так важно давать потребителю самому выбрать пакет в магазине, сложностях выхода на крупные сетевые супермаркеты и аулы, где на деревьях вместо листьев – полиэтилен.  

— Я часто езжу на природу в окрестностях Астаны, я вижу много мусора, в том числе те же самые пакеты. Я думаю, каждый казахстанец должен думать об экологии; заботиться не только о себе и своем сиюсекундном удовольствии, но и об окружающей среде, будущем. Если мы не будем думать об этом, то наши дети будут расти среди гор мусора. Я бывал на западе Казахстана. Там целые аулы завалены мусором и пакетами, они везде: на деревьях, во дворах, на улицах – ветер разносит их со стихийных свалок – рассказывает Батырхан.

Полиэтиленовые пакеты можно встретить в самых неожиданных местах, они, подобно перекати-полю, разносятся ветром на километры вокруг, загрязняя почву, реки и озера. Пару лет назад экономист-маркетолог Батырхан Жуманов оставил работу, чтобы присоединиться к бизнес-проекту своего друга Мираса Аббасова по производству биоразлагаемых одноразовых пакетов. Тогда проекту необходимы были дополнительные инвестиции, чтобы запустить производство. Батырхан вложил свои сбережения в дело и вошел в проект:

— Я работал в разных компаниях, занимался закупом – такая простая офисная работа, – вспоминает Батырхан, – а потом мой друг – Мирас Аббасов рассказал мне об идее производства биоразлагаемых пакетов, предложил присоединиться.

Оставляя работу со стабильным заработком, у Батырахана, конечно, были сомнения и страхи, но сам он считает, что это стандартный набор мыслей любого начинающего предпринимателя:

— Если честно, они (мысли – V) и сейчас появляются – сможем ли мы дальше раскрутиться? Мне кажется, это условия старта для любого начинающего предпринимателя – страх, когда кажется, что невозможно преодолеть этот рубеж. На самом деле, все через это проходят и многие добиваются успеха. Мы сделали первый шаг. Мирас закупил оборудование для производства и ему нужны были дополнительные инвестиции. Я выступил как инвестор и партнер – инвестировал свои сбережения, чтобы закупить сырье, наладить его поставки из-за рубежа, заняться дистрибуцией по Казахстану.  

Фото из архива героя

Кроме того, у партнеров были одни ценности – забота о природе и сохранение окружающей среды, на которую зачастую негативно влияет антропогенный фактор. Ежегодно на производство пластиковых пакетов расходуется около 4% добываемой в мире нефти. В среднем казахстанец, живущий в городе, использует до 300 пакетов в год. Период разложения полиэтиленового пакета в среднем длится около 500 лет. Принцип производства биоразлагаемых пакетов во многом схож с производством обычных полиэтиленовых пакетов. Все дело в сырье – для своих пакетов Батырхан и Мирас закупают органические гранулы из Испании, которые загружаются в оборудование. Гранулы – окси-био- разлагаемые полимеры из органического крахмала, пакеты из этого сырья полностью разлагаются в срок от 3 месяцев до года:

— Пластиковые пакеты делают из маленьких гранул пластика. Так и у нас, только наши гранулы на 90-100% состоят из органики: кукурузного крахмала и других добавок. Это не совсем крахмал, это формула сырья на органической основе. У нас в Казахстане это сырье не производится, поэтому мы закупаем его в Испании. Раньше мы работали с китайскими поставщиками, но поставки были нерегулярными. Оборудование для производства биоразлагаемых пакетов имеет свои особенности, то есть на аппарате по производству пластиковых пакетов эко-пакеты не изготовить.

В последние годы в Казахстане люди все чаще предпочитают альтернативу полиэтиленовым пакетам, их заменяют тряпичные авоськи, многоразовые сумки-пакеты из спандбонда, крафтовые бумажные пакеты. Государство делает шаги в сторону использования безвредных для экологии материалов: в 2014 году движение «Казахстан-2050» презентовало проект «Эко пакет» для того, чтобы сформировать у казахстанцев новое экологического мышление. В рамках этого проекта, например, одна из сетей супермаркетов Актау получила бумажные пакеты бесплатно.

Об отечественных органических пакетах компании Eco Partners Group казахстанцы узнали после поста, который написал в Facebook Мирас Аббасов. Запись набрала более 8 тысяч лайков и столько же перепостов. На следующее утро Мирас и Батырхан проснулись знаменитыми – о биоразлагаемых пакетах из Астаны написали журналисты:

— О нас узнали, как о первых производителя эко-пакетов в Казахстане. Нам позвонил сотрудник «Шеврона», она прочитала о нас на Фейсбуке, сказала, что их заинтересовал наш проект. Мы встретились в Астане, мы рассказали о своем проекте, а «Шеврон» поддержал нас в рамках программы поддержки социальных проектов.

Партнеры решили не брать кредиты, а вкладывать свои средства до тех пор, пока их бизнес не укрепит позиции на рынке:

— Кредиты мы решили не брать, да и сейчас не хотим их брать, пока мы не будем уверены в том, что мы сможем без проблем выплачивать по обязательства. Для нас это рискованно, – объясняет позицию компании Батырхан. 

Фото Жанары Каримовой

В 2016 году проект попал в программу поддержки социального предпринимательства. Инвестиции в такие бизнес-проекты – часть социального проекта компании «Шеврон». Таким образом, компания намерена помочь развитию социального предпринимательства в Казахстане – новом для страны явлении. В «Шеврон» убеждены, что социальное предпринимательство – это эффективный способ решения многих проблем. Сегодня компания Eco Products Group ведет переговоры о заключении договоров о поставках отечественных эко-пакетов с компаниями по всему Казахстану. Одни из крупных их клиентов сейчас – супермаркеты Galmart в Алматы и Астане:

— Если говорить о реальном продвижении, то необходимо выходить на B2B – крупные сети супермаркетов и компании. Мы регулярно пишем в компании, которым предлагаем свой товар, сейчас с большинством из них мы находимся на стадии переговоров. У нас есть партнеры в разных городах Казахстана – небольшие компании, например, «Зеленый сад» в Алматы, который продает садовые растения и цветы, наши органические пакеты очень подходят их концепции.

Основная сложность, с которой сталкиваются предприниматели – в том, что убедить компании в важности охраны окружающей среды и использования экологически безопасных материалов:

— Приходится постоянно убеждать компании в том, почему так важно использовать биоразлагаемые пакеты. Потребители легко это понимают, но убедить в этом бизнес, особенно крупные компании - нелегко, так как для них важна финансовая составляющая. Экологический аспект их волнует в последнюю очередь. Здесь нужны решения на законодательном уровне. Во Франции, например, использование пластиковых пакетов запрещено. Конечно, компании, которые заботятся о своем имидже и хотят внести свой вклад в сохранение экологии, интересуются нашим проектом. Часто люди звонят, говорят, что готовы купить. Но мы не можем выпускать для одного человека 2-3 пакетика (смеется), нужны многотысячные партии. Сейчас мы работаем не на полную мощность, оборудование не стоит, потихоньку работает. Объемы, конечно, не покрывают всех расходов.

Стоимость стандартного полиэтиленового пакета или, так называемой, «маечки» – 5-7 тенге. Стоимость органических пакетов – 9-11 тенге – почти в два раза дороже. Именно эта разница становится решающим аргументом в пользу пластика:

— Для крупных сетей эта разница при больших заказах становится существенной. В российских супермаркетах я видел акции, в рамках которых вся продукция фасовалась в биоразлагаемые пакеты, на эти товары была небольшая надбавка. Я думаю, что хорошо было бы предоставить покупателям выбор. В прочности эко-пакет не уступает пластиковому, он просто имеет другую структуру, более матовую. Пакеты из спанбонда гораздо дороже – стоимость одного около 200-300 тенге, он не одноразовый, больше похож на авоську.

В планах, помимо расширения дистрибьюторской сети, увеличение производственной линии:

— Мы думали о том, чтобы заняться производством сырья для наших пакетов, даже на встречу ходили. Для этого нужно создать отдельную линию производства, договориться с поставкой крахмала. Это отдельный проект, также требующий немалых инвестиций. Сейчас мы получили образцы одноразовой посуды из органического сырья, которая тоже разлагается. Думаем о том, чтобы расширять производство. Эта посуда похожа на пластик, но она разлагается, как газета. Для производства посуды нужно другое оборудование и сырье.

Интерес к проекту есть, говорит один из партнеров, министерство энергетики пытается помочь, эко-пакеты появились на выставке Expo-2017 в павильоне Казахстана. Вместе с тем, для реального развития также необходимы изменения на законодательном уровне, объясняет Батырхан:

— Мы работаем с министерством энергетики, они стараются нам помочь, но пока на уровне законов условий для развития проекта вроде нашего, нет. Просто запретить полиэтиленовые пакеты тоже нельзя без основательной подготовки. Например, нужно изначально создать условия для рынка эко-пакетов, чтобы была альтернатива.