23124
1 февраля 2019
Текст - Зайра Сатпаева, исследователь, фотографии Жанары Каримовой

Когда размер имеет значение

Женщины-предпринимательницы в Казахстане в основном заняты мелким бизнесом, а страдают из-за этого все

Когда размер имеет значение

Согласно отчету McKinsey Global Institute, реализация сценария, при котором экономическое участие женщин будет наравне с мужчинами, может привести к увеличению ежегодного мирового ВВП на 28 триллионов долларов США (на 26%) к 2025 году. Получается, из-за низкого участия женщин в бизнесе, экономика Казахстана теряет миллионы долларов. Мы попытались разобраться в причинах отсутствия роста женского бизнеса в стране и предложить рекомендации по его «укрупнению».

По данным Всемирного экономического форума в рейтинге 144 стран мира по показателю равноправия полов Казахстан в 2017 году занял 52 место со значением Gender Gap Index, равным 0,713. Этот индекс измеряет уровень гендерных различий в доступе к ресурсам и возможностям в таких ключевых областях, как «экономическое участие и карьерные возможности», «образование», «здоровье и выживание», «политические права и возможности». И, несмотря на относительно высокие позиции в данном рейтинге, можно сделать вывод, что в Казахстане имеются гендерные разрывы, в том числе в сфере предпринимательской деятельности.

Так, по данным Комитета по статистике МНЭ РК, за период с 2010 по 2016 гг. процент предприятий, возглавляемых женщинами, в Казахстане вырос незначительно – с 26,1% до 27,4%.

При этом представленность женщин в крупном бизнесе все еще низкая. В 2016 году женщины возглавляли только 15,3% крупных предприятий, 27,4% малых и 30,8% средних предприятий Казахстана.

Процент предприятий, возглавляемых женщинами в Казахстане, 2010-2016 годы.

Составлено по данным комитета по статистике министерства национальной экономики Республики Казахстан

Что касается малого и среднего предпринимательства (МСП), то, по данным на 1 января 2018 года, в Казахстане среди 1 145 994 действующих субъектов МСП 492 166, или 42,95%, возглавляют женщины.

Зато 52,7% казахстанских индивидуальных предпринимателей – женщины.

При регистрации своего малого и среднего бизнеса большинство женщин предпочитает быть именно индивидуальными предпринимателями. И только 11,7% субъектов МСП, возглавляемых женщинами, действуют как юридическое лицо.

Почему так происходит?

Основная причина высокой представленности женщин в малом бизнесе и низкой – в крупном, кроется в «специализации» женского бизнеса в стране.

Так, женщины возглавляют свыше половины казахстанских субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с образованием, операциями с недвижимым имуществом, услугами по проживанию и питанию, оптовой и розничной торговлей, здравоохранением и социальными услугами.

А меньше всего женских субъектов МСП в таких сферах, как «горнодобывающая промышленность и разработка карьеров», «электроснабжение, подача газа, пара и воздушное кондиционирование», «строительство», «транспорт и складирование» и прочее.

Доля субъектов малого и среднего предпринимательства, возглавляемых женщинами и процент занятых на них по видам экономической деятельности. Казахстан, 2018 год.

Инфографика Асылхана Назира


Свыше 80% всех субъектов МСП, возглавляемых женщинами, представлено всего пятью видами деятельности: «сельское, лесное и рыбное хозяйство», «оптовая и розничная торговля», «операции с недвижимым имуществом», «услуги по питанию и проживанию» и «прочие услуги».

Специализация женского предпринимательства в Казахстане, 2018 год.

Составлено по данным комитета по статистике министерства национальной экономики Республики Казахстан

Можно увидеть, что женщины в основном ведут предпринимательскую деятельность в третичном секторе экономики. Чем обоснован выбор казахстанских женщин-предпринимательниц? Есть ли «стеклянный потолок» в росте женского бизнеса в Казахстане?

Согласно результатам социологического исследования «Особенности женского предпринимательства в Республике Казахстан», проведенного исследователями из Казахского национального педагогического университета имени Абая Сеильбековой С.Д. и Нурбековой Ж.А. в октябре-декабре 2016 года, к числу специфических барьеров, препятствующих развитию женского предпринимательства, были отнесены:

1. Отсутствие у женщин необходимого опыта работы в бизнесе (30,5% опрошенных);

2. Нехватка времени для занятий бизнесом, так как женщина-предприниматель вынуждена совмещать руководство своим предприятием с функциями воспитания детей и ведения домашнего хозяйства (21,2% опрошенных);

3. Проблема получения средств для организации собственного дела и обеспечения его функционирования, неравный доступ к кредитным и финансовым ресурсам (20,8% опрошенных);

4. Низкий статус женщин в обществе, политике, культуре и связанные с этим ограниченные возможности (16,2% опрошенных);

5. Сложившиеся в обществе гендерные стереотипы, препятствующие участию женщины в бизнесе наравне с мужчинами на уровне восприятия ее как бизнес-партнера (11,3% опрошенных).

Действительно, отрасли, где преобладают женские предприятия, в основном связаны с решением социальных проблем, с которыми зачастую женщина сталкивается сама при ведении домашнего быта, они не требуют технического образования, большого числа работников и крупного капитала. Этнокультурная специфика казахстанского общества также накладывает свой отпечаток на развитие женского бизнеса: на женщин возложена необходимость ведения домашнего хозяйства и ухода за членами семьи.

Недостаточное количество финансовых, трудовых, временных и других нематериальных ресурсов приводит к тому, что женский бизнес не растет. Это порождает замкнутый круг: маленькое предприятие не может претендовать на крупное финансирование, а его собственных средств не хватает на расширение штата и повышение объемов производства.

В итоге мы имеем ситуацию, описанную в начале статьи: страдают в целом темпы экономического роста страны.

Что делать?

Эрнст Шумахер в своей книге «Малое прекрасно. Экономика, в которой люди имеют значение» писал: «Маломасштабное предприятие не принесет баснословного богатства владельцу, но обществу приносит огромную пользу». Так и в Казахстане, женщины, ведя малый бизнес, приносят пользу казахстанскому обществу, но получают малый доход. Сокращение гендерного дисбаланса в предпринимательской сфере, а именно качественное развитие женских предприятий, способствовало бы росту их доходов и экономики страны в целом. Для этого необходимо изменить тенденции в «специализации» женского бизнеса, определив курс на крупный и высокорентабельный бизнес.

Одним из направлений может быть расширение доступа женщин к техническому, профессиональному и высшему образованию по специальностям в сфере информационно-коммуникационных технологий, инженерной, обрабатывающей и строительной отраслей, где наблюдается более, чем двухкратный гендерный разрыв. Это возможно при использовании механизма квотирования при распределении образовательных грантов.

Вторым направлением в этой области может быть развитие бизнес-образования в стране, в том числе среди девушек. Это может быть проведение долгосрочных курсов предпринимательства, повсеместное включение в обязательную школьную программу предмета «Предпринимательство», обучение предпринимательству на уровне вуза (например, открытие одноименной специальности в разрезе отраслей).

В целях развития высокотехнологичного сектора женского бизнеса в рамках государственных программ можно было бы выделить квоты для женщин при финансировании стартапов и высотехнологичного бизнеса, а также инвестиционных проектов в сферах первичного и вторичного секторов экономики.

Развитие системы социальной поддержки материнства (например, увеличение количества детских садов, развитие факультативных кружков («продленки») в школе) будет способствовать появлению новых женских предприятий и росту уже существующих.

И самое главное, для того, чтобы развивать женское предпринимательство в Казахстане, следует расширить гендерно обусловленные показатели по вопросу развития предпринимательства и разработать систему показателей мониторинга и развития женского предпринимательства, так как «что невозможно измерить, тем невозможно управлять».

P.S.По данным Global Gender Gap Report 2018, глобальной экономике потребуется 202 года, чтобы искоренить гендерное неравенство по направлению «экономическое участие и возможности». Это, разумеется, с учетом всех, даже самых отсталых стран. Сколько же времени потребуется Казахстану для сокращения гендерного разрыва, чтобы женский бизнес наконец-то вырос?