37248
29 июля 2019
Светлана Ромашкина/фотографии Данияра Мусирова

«Стойкость» астронавта Скотта Келли

Рассказ о годе, проведенном на Международной космической станции

«Стойкость» астронавта Скотта Келли

С разрешения издательства «Альпина нон-фикшн» публикуем отрывки из книги американского астронавта Скотта Келли, который в 52 года отправился на МКС.

Скотт Келли – американский астронавт. У него есть брат-близнец Марк, и он тоже астронавт. В 2015 году Скотт отправился на Международную космическую станцию, на которой затем провел 340 суток, 8 часов, 42 минуты и 30 секунд. Одновременно с ним столько же времени там пробыл российский космонавт Михаил Корниенко. Цель их экспедиции — изучить как на человеческий организм влияет длительное пребывание в космосе: полет на Марс потребует много времени и сил, и важно предвидеть, с чем столкнутся межпланетные путешественники. Параллельно ученые хотели сравнить, какие различия будут между Скоттом и его братом-близнецом Марком, который находился на Земле.

Забегая вперед, о том, о чем Скотт, видимо, просто не успел написать в книге: в январе НАСА рассказало о том, что за год в космосе у Скотта Келли изменилось содержание бактерий в кишечнике, плотность костей и увеличились теломеры на концах хромосом. Многие СМИ поспешили ошибочно сообщить о том, что теперь Скотта и Марка уже нельзя считать близнецами.

В отличие от брата, в школе Скотт особо не хотел учиться, больше любил вечеринки, но уже по её окончании прочитал книгу Тома Вулфа «Парни, что надо», и загорелся идеей стать астронавтом. Через много лет, в 2016 году, уже после возвращения с МКС, Скотт позвонил писателю и рассказал о том, как тот вдохновил его на дело всей жизни. Том Вулф посоветовал Скотту Келли написать книгу, но не дожил до ее выхода.

Несколько лет назад издательство Альпина паблишер выпустило на русском языке книгу канадца Криса Хэдфилда «Руководство астронавта по жизни на Земле» и решило продолжить космическую тематику. И если сравнивать «Руководство…» и «Стойкость», то вторая более насыщена событиями не только на станции, но и жизнью вообще: главы постоянно перемежаются: от работы и быта в космосе к событиям на Земле и обратно. Да и жизнь Скотта кажется более полной драматическими событиями и испытаниями. Хотя, есть вероятность, что Скотт просто более откровенен в своих рассказах.

Скотт Келли неожиданно некомплиментарен ни по отношению к НАСА, ни к Роскосмосу. Он много пишет о бюрократии, которой подвержены две космические организации. Апофеозом кажется история с цветком, который Скотт должен был вырастить на МКС. Он делал фотографии циннии и отправлял их НАСА, а там несколько часов решали, поливать или нет. В итоге после того, как цветок почти погиб, Скотт убедил НАСА дать ему свободу и самому решать, как ухаживать за растением. В итоге оно выжило, и когда астронавт принес цветы в русский сегмент МКС, космонавты удивились, что он решился выращивать циннии, а не картошку.

Много времени у Келли уходило на то, чтобы починить туалет и систему «Сидра», благодаря которой на станции есть воздух. Он пишет, что НАСА долгие годы не решает эти важные вопросы – а без воздуха и туалета бесполезно планировать лететь на Марс.

Казахстанцам будет интересно прочитать о впечатлениях Скотта о Байконуре и встрече на МКС с казахстанским космонавтом Айдыном Аимбетовым. О том, как астронавты и космонавты решают проблемы, не прибегая к помощи своих агентств, понимая, что так будет эффективнее и быстрее. О том, как страны не могут договориться между собой, и как этих проблем нет между людьми там, на Международной Космической Станции. И когда комитет палаты представителей США по науке, космосу и технологии говорит астронавтам о том, что «мы находимся в сложной геополитической ситуации с русскими», и спрашивает их, не делятся ли они всеми данными с коллегами-россиянами, Скотт объясняет, что шесть месяцев на станции он был единственным американцем с двумя русскими, и если бы с ним что-то случилось, он бы не раздумывая доверил им свою жизнь.

Возможно, что книга «Стойкость» отпугнет космических романтиков — быть астронавтом — это не только лететь в ракете, подвергаясь перегрузкам и опасности, но и разрезать подопытную мышь, чистить туалет, постоянно быть готовым решать вопросы жизни и смерти. Но с другой стороны, книга возвращает веру в существование сверхлюдей, которые могут всё и любят Землю не меньше, чем космос. Этих людей отчаянно ищет кинематограф и литература, но они совсем рядом — смотрят на нас из иллюминатора. При этом в книге Келли не так много пафоса, куда больше в ней юмора и сарказма. А как иначе реагировать на просьбу с Земли «набрать в бутылку космос»?

Читать отрывок