Оригинальное название: Arrival
Жанр: научная фантастика, драма
Бюджет: 47 миллионов $
Хронометраж: 116 минут
Режиссер: Дени Вильнёв
Актеры: Эми Адамс, Джереми Реннер, Форрест Уитакер
Начинается фильм с видеомонтажа, в котором доктор Луиз Бэнкс(Эми Адамс, известная в качестве новой Лоис Лэйн из свежего «Супермена») переживает все радости материнства – рождение дочери, уход за ней в детстве, игры и шалости, забота и переживания. Там же в видеомонтаже, впрочем, есть и тяжелый диагноз для девочки, и ее смерть от неизвестной болезни (скорее всего, рака) в подростковом возрасте. На выходе мы имеем бездетную молодую женщину, являющуюся крупнейшим специалистом в лингвистике, к которой нет-нет, да обращается американское правительство в моменты, когда нужен толковый специалист по языку – а доктор Бэнкс не просто полиглот, но визионер, понимающий язык, как никто другой.
Все эти навыки пригождаются, когда на Землю в двенадцати разных местах прибывают инопланетные корабли. По всей планете – от сибирских таежников до венесуэльских пригородов, - вдруг появляются неведомые летающие объекты, в полкилометра высотой, зависающие в нескольких метрах над поверхностью и внешне совершенно инертные. За Луизой немедленно прибывают спецслужбы и эффектно забирают ее на военную базу, где ей предстоит строить с загадочными обитателями внеземных кораблей контакт. В этом труде ей помогать будут и армейские чины, во главе с полковником Уебером (суровый Форест Уитакер), и ученые-математики, возглавляемые скептичным физиком Иэном Доннели (Джереми Реннер, двукратный номинант «Оскара», Соколиный Глаз в «Мстителях»). Все вместе они вступят в многозначительные беседы с инопланетянами, язык и мышление которых невероятно отличаются от наших представлений…
Один из главных канадских режиссеров современности Дени Вильнёв в своем «Прибытии» уверенно закрепляет за собой репутацию отличного постановщика научно-фантастических фильмов, что важно для его следующего выхода в роли режиссера сиквела «Бегущего по лезвию». В новом фильме Вильнёв создает холодный и трезвый вариант современного мира, в котором возможно появление странных яйцеобразных, похожих на речные голыши, НЛО с непостижимыми обитателями внутри. Режиссер старательно и последовательно выстраивает вселенную, в которой есть место и бескорыстной попытке контакта, и вполне реалистичной реакции землян на такой непрошенный friend request. Инопланетяне пытаются сообщить землянам нечто важное, перепуганное человечество бьется в истерике. Несложно отследить в сюжетных перипетиях картины вновь обретенное с президентством Трампа стремление землян к консерватизму и изоляционизму, к неприятию Чужого в той или иной форме – что, учитывая факт, что фильм снимался больше года назад, а в основу сценария лег рассказ Теда Чана почти двадцатилетней давности, делает Вильнёва практически прорицателем. «Прибытие» выглядит мрачноватой метафорой для нашей реальности – времени, где следование нормам обретает особый смысл, - но внезапные озарения все же важнее догмы.
В сугубо кинематографическом плане новый фильм Вильнёва представляет собой довольно старомодную, но очень стильную и весьма неглупую научно-фантастическую драму. Этот фильм — антитеза своим жанровым конкурентам вроде продолжения «Дня независимости» - здесь нет зубодробительного экшна, действие двигается черепашьим темпом, привычным для европейских арт-хаусных драм, даже диалоги - и те лаконичны. Камера оставляет инопланетян в загадочной дымке, вместо того, чтобы смаковать на крупных планах их устрашающее уродство. И даже подготавливаемое, казалось бы, с первого кадра, противостояние земных военных сил и иноземных кораблей в итоге не выстреливает (редкий случай бессмысленного ружья на стене). Это не мешает «Прибытию» быть одной из самых крутых научно-фантастических картин года.
Здесь есть и намек на семейную драму, как в «Контакте», и заход на территорию высоколобых интеллектуальных головоломок, как в «Интерстелларе», - но «Прибытие» решает свои задачи с меньшей истерикой и пафосом, при этом оставаясь очень смотрибельным зрелищем, одним из лучших в своем жанре. И даже медлительная поступь этой картины, степенно раскрывающей довольно оригинальные концепты литературного первоисточника о языке и восприятии времени, идет фильму на пользу. Подростки, наводняющие кинотеатры в наши дни, наверняка заскучают, — но вдумчивый зритель старше 30 лет получит настоящее удовольствие от просмотра.