Фильм недели: «Скрытые фигуры»

В прокат выходит драма, основанная на реальных событиях, о чернокожих женщинах-математиках, которые в середине прошлого века внесли свой значительный вклад в развитие космической программы США – достижение, которое слишком долго оставалось незаслуженно незамеченным. Новая картина, обласканная критиками и профессиональными наградами (включая три номинации на премию «Оскар»), отдает должное своим героиням – при этом оставаясь интересным и важным кино.

Мади Мамбетов
  • Просмотров: 24021
  • Опубликовано:

Оригинальное название: Hidden Figures

Жанр: биографическая драма

Премьера в Казахстане: 16 марта

Бюджет: 25 млн $

Хронометраж: 127 минут

Слоган: «У гениальности нет расы. У силы нет пола. У мужества нет границ»

Режиссер: Теодор Мелфи

Актеры: Тараджи П. Хэнсон, Октавия Спенсер, Жанэль Монэ, Кевин Костнер, Джим Парсонс, Кирстен Данст

Начало шестидесятых годов минувшего столетия. Мир разделен на два лагеря, холодная война в разгаре, а упорное соперничество между СССР и США неспособно удержаться в рамках нашей планеты и выплеснулось уже и в космос. «Русские» запустили в межпланетное пространство спутник, отправили в небеса и вернули обратно Белку и Стрелку, и, наконец, Гагарин стал первым человеком, побывавшим в космосе. Американцы в состоянии близком к панике, судорожно работают над адекватным ответом. 

Три чернокожие математички – Кэтрин Гобл (Хэнсон), Дороти Вон (Спенсер) и Мэри Джексон (Монэ), - едут, экономии ради, в одной машине на работу. По пути машина глохнет, и пока троица разбирается в моторе, на дороге появляется полицейская машина. Женщины выстраиваются по струнке – это США 60-х годов, когда чернокожие уже сто лет как не рабы, но все еще не полноценные граждане, полисмен устраивает им пренебрежительный допрос. Тон его резко меняется, когда он узнает, что дамы опаздывают на работу в научно-исследовательский центр Лэнгли, сердце недавно учрежденного агентства НАСА. Пафос великой «космической гонки» пронизывает все американское общество – и вот, спешно починив машину, три девицы едут на работу под прикрытием полиции.

Все трое работают расчетчицами в Лэнгли, - до создания электронных вычислительных машин (компьютеров) остается еще пара лет, и все математические подсчеты делаются, что называется, вручную. Однако овдовевшая, но яркая Кэтрин, в роли которой блистает звезда сериала Empire и номинантка на «Оскар» 2010 года (за «Бенджамина Баттона» Финчера) Тараджи Хэнсон, что ее подруги-коллеги, явно способны на большее. И вот суровый глава исследовательского центра Эл Харрисон (Кевин Костнер, в лучшей актерской форме за годы) приглашает Кэтрин присоединиться к группе математиков, работающих над запуском в космос миссии «Меркурий». Мэри тоже получает возможность повышения – у нее явный инженерный талант, но не хватает высшего образования, получить которое можно только преодолев сегрегацию в местном вузе (в роли Мэри поп-певица Жанель Монэ, в минувшем году дебютировавшая в кино – и сразу в двух оскаровского уровня картинах). Однако третьей подруге, одновременно хорошему администратору и талантливому кибернетику Дороти (блестящая Октавия Спенсер), карьерный рост не грозит – никто не намеревается отдать должность старшего специалиста, которую она уже де-факто выполняет, чернокожей женщине. Все трое охвачены патриотичным стремлением как можно скорее отправить американского астронавта в космос (и вернуть его на Землю живым и здоровым), но на пути к этой цели героиням придется столкнуться со всеми прелестями расовой сегрегации в США той эпохи – когда не только посещение библиотеки или вечерних классов университета, но и элементарный поход в туалет в течение рабочего дня являются большой проблемой.

«Скрытые фигуры» обладают говорящим названием – хотя на английском языке это название более красноречиво (hidden figures означает еще и цифры, которые в новых и сложных расчетах, не проводившихся ранее, сможет выловить только по-настоящему одаренный математик), - дающим исчерпывающее представление о фильме. Это одновременно и трагикомедия о расизме, все еще актуальном для Штатов, - и захватывающая производственная драма об ученых, бьющихся над решением важных научных задач.

Как фильм о расизме, «Фигуры» дают яркую и впечатляющую картину недавнего прошлого, в котором цвет кожи становился наиболее серьезным препятствием для карьерного роста или общественной жизни индивидуума, чем любые другие личностные качества. Когда героиня Тараджи П. Хэнсон звенящим голосом объясняет герою Костнера, почему он не застал ее на рабочем месте, холодеет сердце у любого зрителя – пусть даже он далек от проблем расовой дискриминации, как астронавт Джон Гленн от Луны в 1960-м. Но «Скрытые фигуры» не ограничиваются проблемами расизма – здесь тот факт, что главные протагонисты – женщины, важен не меньше цвета их кожи. И это суммирование разных форм дискриминации делает фильм актуальным везде и всегда, - не каждый зритель за пределами США сможет понять драму расизма, но проблемы женщин универсальны. Такой подход, рассматривание расизма через призму мужского шовинизма, роднит «Скрытые фигуры» с еще одним недавним фильмом на схожие тематики – «Прислугой» 2011 года. Немудрено, что актриса Спенсер получила «Оскара» за роль во втором и выдвигалась на эту премию за роль в первом.    

Но даже несмотря на мощную социальную составляющую, «Скрытые фигуры» все еще остаются очень крепким, не лишенным юмора, азарта и здоровой сентиментальности, фильмом про математиков, старающихся отправить человека в космос. Наукообразную часть картины подкрепляет персонаж главного инженера Пола Стаффорда, которого играет звезда «Теории большого взрыва» Джим Парсонс, - он служит порукой тому, что даже далекий от высшей математики зритель не потеряется в сложных арифметических задачах. Динамика фанатичной работы десятков ученых над решением непростых расчетов не позволяет «Скрытым фигурам» превратиться в манипулятивное и нудное кино о борьбе за права человека.

Впрочем, именно эта борьба является самым важным аргументом в пользу того, что казахстанскому зрителю нужно посмотреть этот фильм. Никогда не стоит забывать, что нам многие наши свободы достались по умолчанию, как наследие советских революционеров и перестроечных демократов. И если уж у нас отсутствует историческая традиция борьбы за свои права, невредно будет посмотреть, как за них боролись в других странах. Может, хоть это научит нас тому, как важно их отстаивать.