Фильм недели: «Оно»

В четверг в прокат выходит один из самых ожидаемых фильмов года — экранизация романа Стивена Кинга «Оно». Замечательный актерский состав, наводящий оторопь антагонист и сплошной поток пугающих сцен, — поклонникам жанра этот фильм обязательно понравится. Поклонникам же творчества Кинга — вряд ли.

Мади Мамбетов
  • Просмотров: 10401
  • Опубликовано:

Оригинальное название: It

Жанр: ужасы

Бюджет: $35 миллионов

Хронометраж: 135 минут

Режиссер: Энди Мускетти

Актеры: Билл Скарсгард, Джэйден Либерхер, София Лиллис, Финн Вулфхард, Николас Хэмилтон

Цена билета: от 600 до 3500 тенге

В маленьком городишке Дерри, штат Мэн, льет дождь, и два брата Денбро, старший Билл и младший Джорджи, мастерят бумажный кораблик, чтобы запустить его по заливающей мостовые воде. Билл, лет 11, болен, так что на улицу выйдет Джорджи. Кораблик смоет в канализацию, и когда мальчишка попытается его оттуда выловить, он увидит сидящего во тьме клоуна с мерцающими глазами. Дело обернется очень дурно для маленького Джорджи, а в Дерри летом 1988 года начнется очень неприятный период, когда люди – в основном дети, - начнут пропадать дюжинами. Высокий и смелый для своего возраста, но заикающийся и неуверенный в себе Билл (14-летний Либерхер, имеющий в резюме трогательную трагикомедию «Святой Винсент» и мистический триллер «Специальный полуночный выпуск») обзаводится группой друзей, которые сами себя назовут «Неудачниками». К шестерым мальчишкам присоединяется единственная девочка, рыжая красотка Беверли Марш (дебютантка Лиллис), и группа школьников начинает расследовать таинственные исчезновения, довольно скоро выяснив, что за ними стоит какое-то древнее и крайне неуживчивое существо, меняющее формы, питающееся страхами детей и обитающее в канализации.

Многострадальная вторая адаптация одного из главных романов Стивена Кинга, «Оно» пребывало в производственном аду долгие годы, потеряв на пути первого режиссера, Кэри Фукунагу, и сдвинулась с мертвой точки лишь пару лет назад. Тогда в режиссерское кресло сел аргентинец Андрес Мускетти, чья фильмография состояла только из одной короткометражки и одного полного метра – всего одного, но какого! Один из самых страшных фильмов 2013 года, да к тому же коммерчески успешный, почти в десять раз окупивший свой бюджет. Автору такого хита не страшно поручить иконический образ в массовой культуре. 

Однако написанный мастером ужасов роман, вышедший в 1986 году, - один из лучших у Кинга, - произведение очень сложное. Во-первых, там переплетено действие в двух временных линиях, и половина книги являет собой массивные флешбэки. Во-вторых, роман очень объемный – больше 1100 страниц в оригинале. И в-третьих, Кинг редко полагается на чудовищ и кровь для достижения пугающего эффекта – в его произведениях ужас зарождается задолго до того, как герой ощутит за своей спиной крадущиеся шаги. Кинг ковыряется в подсознаниях обычных людей, создавая липкое ощущение кошмара описанием совершенно прозаических вещей, мастерски показывая ухмылку монстра за улыбкой доброй соседки или вежливого сослуживца. Именно этот психологизм делает книги мастера сложными для экранизации – но если режиссер по-настоящему уверен в себе и талантливый, может получиться шедевр.

В случае с Мускетти это не так. Аргентинец – прекрасный мастер жанра, и отлично оперирует старыми проверенными приемами, не скатываясь в совсем уж пошлые клише. Из «Оно» он сделал крепкий хоррор, с пугающей музыкой, совершенно ужасающим антагонистом и впечатляющими звуковыми и визуальными эффектами. Плюс он собрал чудесный каст молодых актеров, включающий, кроме ветерана Либерхера и группы талантливых дебютантов, харизматичного Вулфхарда, звезду хитового сериала «Очень странные дела», - его Ричи Тозиер отвечает за юмор в картине и справляется блестяще. Младший отпрыск шведской актерской династии Скарсгардов Билл создал образ танцующего клоуна Пеннивайза настолько жуткого и при этом неотразимого, что даже всем памятная работа легендарного Тима Карри из телеадаптации 1990 года меркнет перед ним.

Однако именно любовь к жанру и подвела режиссера – столкнувшись с вполне объяснимой проблемой хронометража (как уместить 600 страниц в пусть даже двухчасовое кино?), Мускетти начал жертвовать всем, лишь бы сохранить экранное время и сцены зловещего Пеннивайза. В итоге ушло все, что добавляло жути роману Кинга – даже предыстории и мотивации «Неудачников» изменились. Причем перемены особой пользы не принесли: история потеряла глубину, саспенс, и то самое важное, что было в книге – взаимоотношения между героями. А ведь «Неудачники» - это одна из самых интересных групп детских персонажей в современной литературе. Даже критично важные для сюжета отношения детей с их родителями, и те оказались усечены и выхолощены. 

Взамен зритель получил бесконечный поток сцен, в которых клоун-оборотень терроризирует детей. Эффектно и да, страшно, - но это страх от резких звуков посреди напряженной тишины и страх от внезапного крупного плана монструозной морды, банальные скримеры. То ощущение животного ужаса, которое вызывает роман, фильму незнакомо. Ирония заключается в том, что пожертвовав массой важных для сюжета сцен, не заключающих в себе прямых пугалок, Мускетти обесценил самого антагониста, - каким бы пугающим не был Пеннивайз и как бы не старался Скарсгард, зритель в конце концов привыкает к нему.

«Оно» является экранизацией только половины романа, и, если его прокатная судьба сложится удачно, через пару лет мы увидим вторую часть, где героями будут взрослые версии героев. Что будет с этим фильмом, прогнозировать сложно, но, возможно, это тот случай, когда смена постановщика не повредит. В любом случае, как обычный фильм ужасов «Оно» Мускетти работает неплохо – если вы не читали книгу, вам будет страшно. Но как экранизация - это неудача. При той мощи, которой достигли телесериалы в наши дни, возможно лучшей судьбой для романа Кинга было бы превращение в длинный, на несколько сезонов, сериал.