Данияр Молдабеков, Vласть
Украинский режиссер Олег Сенцов в школе был изгоем. Нескладный и задумчивый, он уходит от толпы, с которой у него взаимное непонимание, уходит в компьютерные игры. Он, подросток и юноша, занимается ими серьезно и увлечено, кажется, как и всем остальным. Как, например, кинематографом, в котором он дебютировал в 2011 году, уже взрослым мужчиной, сыграв ва-банк: Сенцов продал свой компьютерный клуб, единственный источник дохода, чтобы снять за 20 тысяч долларов фильм «Гамер». Драма о подростке – геймере стала первым фильмом Сенцова. В 2015 году Северо-Кавказский окружной военный суд (Россия) приговорил режиссера к 20 годам тюрьмы. И больше он фильмы не снимал. Теперь он сам стал героем кино – документального.
Название: «Процесс: Российское государство против Олега Сенцова»
Жанр: документальный фильм
Хронометраж: 75 минут
Режиссер: Аскольд Куров
Основные герои: Олег Сенцов, Дмитрий Динзе, Наталья Каплан, Геннадий Афанасьев, Александр Кольченко, Алексей Черний, Алина Сенцова, Влад Сенцов, Людмила Сенцова, Кирилл Рогов, Светлана Сидоркина, Александр Попков.
Режиссер фильма о Сенцове «Процесс: Российское государство против Олега Сенцова» Аскольд Куров дебютировал в документалистике в 2013 году, когда с другими учениками мастерской Марины Разбежкиной снял «Зима, уходи» – документалку об акциях протеста, которые прокатились по России в 2011-2012 годах. Затем, в том же 2013-м, Куров показывает на фестивале «Сталкер», посвященном правам человека, фильм «Ленинленд» о подмосковном музее «Горки Ленинские» и его работниках. Затем были «Дети 404» об ЛГБТ-подростках. Словом, может показаться, что излюбленная тема Курова – это политика; отчасти так и есть, но, сдается мне, куда больше его интересуют Храбрецы. Протестующие, которых бьют и сажают. Геи и лесбиянки, которым тяжелее многих. И, конечно, Сенцов.
Уже в первой, открывающей сцене Куров показывает фрагмент телеинтервью, которое Сенцов дал после выхода «Гамера». «Очень хорошо, если твое кино успешно, если оно приносит деньги, можно пойти купить себе бутерброд с икрой. Но это не главное. Ты же не ради этого снимаешь кино», - говорит Сенцов, на что ведущий отвечает: «Хорошо бы с вами поговорить лет через двадцать-тридцать. И какого мнения вы будете тогда…». Собственно, это лейтмотив всего фильма; да и всей жизни – по крайней мере, ее внешней стороны – самого Сенцова: он будет делать то, что ему нравится – и никак не ради денег, – и никто его не остановит.
А нравятся ему, Сенцову, судя по фильму Курова, вещи весьма достойные. Драматургия (сюда я посмею отнести и игры), киносъемка, комиксы, научная фантастика, классическая литература, наконец, Родина. И если раньше, в школе, он становился отщепенцем из-за своих культурных предпочтений и внешнего вида (ничего особенного, но школьники всегда найдут к чему прицепиться), то много лет спустя ему придется страдать из-за любви к своей стране – Украине. Сенцов, активист автомайдана, стороник революции, после анексии Крыма занимается волонтерством: он развозит еду и вещи по украинским военным частям, заблокированным «вежливыми людьми». То есть он, опять же, поступает исходя только из собственных взглядов: его не останавливает и не пугает наличие российских военных и спецслужб в Крыму, он упрямо ездит по частям и помогает украинским солдатам. Даже в семье его понимают не все: его сестра, например, замужем за офицером ФСБ (хотя в фильме никто ее не винит, подчеркивается, что ее можно понять).
ФСБ задержало Сенцова в мае 2014 года. Его обвинили в создании террористического сообщества, в совершении терактов, в подготовке к терактам, и в двух эпизодах незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ. Кроме него были задержаны еще трое человек – Александр Кольченко, Алексей Черний и Геннадий Афанасьев. Сенцов якобы был лидером этой группы, которая-де была частью «Правого сектора» (довольно неловкое обвинение, учитывая, что, например, Кольченко, осужденный вместе с Сенцовым, был крайне левым – анархистом и пацифистом). Цель группы, по версии следствия, заключалась в дестабилизации ситуации в Крыму.
Выступая на одном из процессов по своему делу, Сенцов говорит, что не признает этот суд, не признает российское гражданство, которое он, будучи крымчанином, получил автоматически и против своей воли. Он передает слова сотрудников ФСБ, которые дали ему понять: его посадят, посадят минимум на двадцать лет. Он говорит, что его били, что над ним издевались и даже угрожали изнасиловать. Но он, Сенцов, ни разу не просит снисхождения и жалости, он не прикрывается детьми (у него их двое, девочка и мальчик), называет Путина «кровавый карлик». Политикой (а это, хочет того сам Сенцов или нет, все-таки самая настоящая политика) Сенцов, кажется, увлекся также активно и бесстрашно, как ранее кинематографом (вспомним хотя бы продажу бизнеса, единственного источника денег, ради съемок). Его друзья, кстати, тоже обращают на это внимание: Сенцов – личность увлекающаяся, но не ветреная. Он все доводит до конца.
Кроме теракта. Потому что его, уверяет нас фильм, Сенцов не планировал и не совершал. Признательные показания, которые дали ранее осужденные Афанасьев и Черний (они пошли на сделку со следствием и получили относительно мягкие приговоры – по семь лет колонии строго режима каждому), судя по всему, также были выбиты под пытками. Афанасьев, вызванный на процесс Сенцова и Кольченко как свидетель, отрекся от своих прежних показаний. Он заступился за Сенцова и Кольченко.
Сенцов радуется за Афанасьева, которого из-за его поступка – отказа от первых показаний – могут начать пытать. «Я очень рад, - говорит Сенцов, - что Гена Афанасьев смог перешагнуть себя. Оступился, но, в конце концов, понял, что [это] его шанс, сделал очень мужественный поступок. Я был удивлен этим и рад за него. Я рад, что он будет жить дальше и ощущать себя человеком, который не струсил».
В своем «последнем слове» Сенцов, среди прочего, говорит:
«Понтий Пилат – был такой персонаж (Сенцов имеет в виду Пилата в булгаковском прочтении, впрочем, принципиально не отличающемся от библейского канона – V). Он, когда посидел на луне много лет, обдумывая свой поступок… Потом, когда его простили, он шел по луной дорожке с Га-Ноцри и говорил ему: «Знаешь, ты был прав. Самый страшный грех на земле – это трусость. Это написал великий русский писатель Булгаков в книге «Мастер и Маргарита». И я сним согласен. Трусость – самый главный, самый страшный грех на земле».
Когда Сенцову и Кольченко выносят приговор, они улыбаются, дают друг другу «пять». Они не боятся.
На первый взгляд, исходя из названия, может показаться, что этот фильм очень узконаправленный, «спор славян между собою». Но нет: беззаконие, фабрикация улик, трусость судей, зависимых от силовых органов и исполнительной власти, жестокость самих органов и властей – пусть в меня бросит камень тот, кто скажет, что все это не касается Казахстана…
Возможно, именно поэтому фильм Курова не вышел и, скорее всего, в ближайшее время не выйдет в отечественный прокат. Однако, у алматинцев и гостей города все-таки есть возможность посмотреть его на большом экране: «Процесс» покажут 10 ноября в рамках документальной программы фестиваля авторского кино Clique. Место – кинотеатр «Арман», время – 20.00.