Фильм: «Виктория и Абдул»

Историческая драма от британского режиссера Фрирза, в которой рассказывается о последних годах жизни английской королевы Виктории, именем которой названа эпоха, и ее странной дружбе с индийским писарем. Мастер костюмных драм Фрирз в очередной раз работает с дамой Джуди Денч и в очередной раз обращается к истории британского королевского дома. Получилось очень элегантно, не скучно и даже довольно смешно.

Мади Мамбетов
  • Просмотров: 12169
  • Опубликовано:

Жанр: комедия, драма

Хронометраж: 112 минут

Режиссер: Стивен Фрирз

Цена билета: от 600 до 3500 тенге

Актеры: Джуди Денч, Али Фазал, Эдди Иззард, Оливия Уильямс, Майкл Гэмбон

В преддверии пятидесятилетнего юбилея восхождения королевы Великобритании на трон колониальные власти в Индии суетятся, изыскивая способы ублажить престарелую монархиню. Решено подарить ей «мохур» - торжественную медаль, вычеканенную согласно туземным традициям к знаменательной дате. Чтобы добавить экзотики, сопровождать и вручать медаль поручено двум индийцам, одним из которых является Абдул Карим, тюремный писец. Абдул (болливудская звезда Фазал), в отличие от напарника, предстоящей поездке радуется как дитя и мечтает посмотреть на разные страны. Но больше всего его интригует встреча с королевой Англии и императрицей Индии, — 68-летней Викторией (дама Джуди Денч). 

Королева на поверку оказывается сенильной дамой, властной, устрашающей и ко всему равнодушной. Видно, что королева за полвека на троне всего навидалась и все ей наскучило. Однако бойкий и миловидный индиец, в прямое нарушение этикета пялящийся на монархиню, Викторию заинтриговал. И вскоре коронованная старуха и мелкий клерк из колонии начинают совершать прогулки по садам, обсуждать экзотические фрукты и историю постройки Тадж-Махала. Нежная дружба между проснувшейся от многолетней летаргии Викторией и безвестным визитером, предпочитающем называть себя «мунши» («учитель»), вызывает у дворцового истеблишмента сначала удивление, а затем и возмущение. Шокирует этот странный союз и наследного принца с премьер-министром. 

Возвращение Фрирза, одного из самых «британских» режиссеров, к истории королевского дома, вышло ожидаемо триумфальным. В предыдущий раз он препарировал несколько дней из жизни нынешнего королевского семейства, проходившие между смертью и похоронами принцессы Дианы, – и настолько успешно, что роль Елизаветы II принесла Хелен Миррен «Оскара». Сейчас режиссер берется за прабабушку всей коронованной Европы, монументальную королеву Викторию. Историческая Виктория является интересной фигурой – с одной стороны, королева олицетворяла названную ее именем эпоху, с ее приверженностью к снобизму и патриархальной морали, переходящей в ханжество, – и в то же время королева была женщиной страстной, преданной и постоянно влюбленной женой, затем неутешной, даже аффектированно печальной, вдовой, — а затем и преданной подругой двух безродных джентльменов, служивших ей утешением на склоне лет. Фрирз пригласил на главную роль свою любимую актрису, Джуди Денч, которая плохо играть просто не умеет. Но интереснее всего, что 20 лет назад Денч уже играла Викторию в «Ее величество миссис Браун», где рассказывалось о дружбе вдовеющей королевы с простым егерем Джоном Брауном. Так что нынешний фильм является неофициальным сиквелом той истории. 

«Виктория и Абдул» снят мастерски, но очень сдержанно. Никаких скандалезностей фильм себе не позволяет (хотя в свое время постоянное присутствие мунши при королеве вызывало массу кривотолков), вместо этого разворачивается ровное и очень мелодраматичное повествование о дружбе стареющей женщины и молодого чужестранца, в котором нежность, почтение и искренний интерес перемежаются с историей о взаимопроникновении культур. Виктория вдруг обретает неподдельный интерес к далекой колонии, — даже возводит традиционно индийское сооружение «дурбар» в одном из своих дворцов, а мунши с радостью рассказывает ей о своей родине, сполна, впрочем, наслаждаясь почестями и подарками королевы, и домой не собираясь. Пафос картины, казалось бы, безнадежно старомодной, в итоге оказывается весьма и весьма злободневным – тут есть и высказывание против эйджизма (разница в возрасте у главных героев шокирует, но, по большому счету, никого это не касается), и против ксенофобии (придворных возмущает не только возраст, но и чужестранность Абдула), и против шовинизма, великодержавного в числе прочего. И вообще, если вспомнить, что мэром Лондона уже полтора года является не рыжий англосакс Борис Джонсон, а смуглый мусульманин пакистанского происхождения Садик Хан, нельзя не восхититься тем, как далеко зашел прогресс!