Расширение пространства борьбы: как культурные объекты помогали городам улучшать экономику

Дмитрий Мазоренко
  • Просмотров: 6384
  • Опубликовано:

Дмитрий Мазоренко, Vласть

Фото с сайтов travel.rambler.ru, cnn.com, contemporaryartruhr.de, guggenheim-bilbao.es,wikimedia.org,turnercontemporary.org, thesunpetersburg.com

Креативная экономика, ключевыми составляющими которой являются визуальное искусство, реклама и телевидение, с каждым годом вносит все больший вклад в региональный и мировой ВВП. В 2002 году её объем составлял 399,73 млрд долларов, к концу 2013 года он вырос до 2,25 трлн долларов, заняв 3% долю в глобальном ВВП. В Европе она стала четвертой крупной статьей экономики, которая формирует 4,2% ВВП (химическая промышленность приносит региону только 2,3%) и обеспечивает рабочими местами более 7 млн. человек, возраст которых не превышает 30 лет.

Исследователи продолжают спорить о том, стоит ли развивать её в странах с более низким уровнем жизни, чем в развитых. И способны ли они повторить такой же успех в государствах с более скромными инфраструктурными и туристическими возможностями, а также с менее образованным населением. Впрочем, вышеуказанные исследования показывают, что их стимулирование подталкивает к росту и другие отрасли, взаимосвязь которых не кажется на первый взгляд очевидной. В чем сходятся обе стороны - в том, что для создания и развития культурных индустрий необходима специальная инфраструктура.

Сейчас решить эту комплексную задачу помогают общественные культурные пространства, которые консолидируют в одном месте совершенно разные институции: от выставочных залов современного искусства, до библиотек и исследовательских центров. В крупных городах такие объекты со временем помогают усилить взаимодействие между разными профессиональными группами, ускоряя, таким образом, развитие культурных индустрий, увеличивая занятость населения и уровень его образованности. В истории европейских городов есть несколько примеров, когда одно такое пространство – чаще всего созданное на базе музея современного искусства – запускает процесс трансформации целого города. Vласть ознакомилась с опытом нескольких из них.

«Эффект Бильбао»

Открытие больших залежей железной руды близ Бильбао в XIX веке сделало Страну басков – автономную северо-восточную часть Испании одним из самых промышленно-развитых регионов страны. Однако с 1970-х годов объемы промышленного производства в нем начали неуклонно сокращаться. В Бильбао, как и во всем регионе, стали массово закрываться горнодобывающие и металлургические предприятия. Население теряло работу и пыталось мигрировать в другие части страны. Положение города осложнял еще и политический конфликт с сепаратистской баскской группировкой ETA.

Власти города долгое время искали выходы из сложившейся ситуации. В конечном итоге они рискнули сделать ставку на искусство и туризм, посчитав, что развитие первого масштабного культурного проекта поможет изменить обстановку в городе. На эту идею откликнулся американский Музей Гуггенхайма. В то время он отчаянно конкурировал с набирающим влияние Нью-Йоркским музеем современного искусства и выбрал для себя тактику строительства глобальной культурной институции. К воплощению идеи они решили подойти основательно: в 1991 году, во время конкурса на проектирование здания для музея, они поставили перед архитекторами задачу создать настолько же впечатляющий объект, как Сиднейская опера в Австралии.

Строительство музея было закончено в 1997 году. В течение следующих четырех лет он стал одним из самых популярных музеев мира и принес экономике города 455 млн. долларов. В её структуре начинала стремительно расти доля туризма и сектора обслуживания. Государство вложило в этот проект 75 млн. долларов и смогло оправдать эти инвестиции одними лишь налоговыми поступлениям от туристического сектора, которые за те же четыре года составили 89 млн. долларов. Экономисты, пытаясь оценить этот эффект, неоднократно указывали на риск ослабевания массового интереса к этому объекту. Однако в последние пять лет город показывает устойчивый туристический поток – ежегодно его посещает около 3,5 млн. человек.

Рурская область

В 1950-х годах Рурская область – северная часть Германии, объединявшая на тот момент 53 города и более 5 млн. жителей, переживала период экономического чуда. В регионе интенсивно развивались отрасли угольной, сталелитейной, энергетической и химической промышленности. Но вскоре развивающийся кризис на сырьевых рынках начал снижать конкурентоспособность немецкой продукции. С 1956 по 2006 год количество шахт в области сократилось со 141 до 6, а количество рабочих на них с 470 до 28 тыс. человек. Пространство городов со временем начало становиться все более удручающим: в нем исчезали места для отдыха, увеличивалось количество заброшенных зданий, загрязнялась почва и ухудшалась экология.

Войти
У вас уже есть аккаунт? Войдите