«Я живу в Алматы и у меня нет машины»

Светлана Ромашкина, Айсулу Тойшибекова, Vласть

Фотографии Жанары Каримовой

Мы собрали несколько историй людей, которые живут без автомобиля. Наши герои добираются до работы и обратно на маршрутках, автобусах, троллейбусах, метро и велосипедах. Мы поговорили с ними о том, с чем они сталкиваются в пути и почему не покупают автомобиль.

Просмотров: 61319
Дата публикации: 27 июня, 10:40
Поделиться

Власта Четверикова, менеджер, ежедневно добирается до работы на общественном транспорте из пригорода Алматы – Каскелена, с двумя пересадками; дорога занимает в среднем от полутора до двух часов в одну сторону. Несмотря на неудобства и неразвитый общественный транспорт, курсирующий между Каскеленом и Алматы, садиться за руль девушка не собирается:

— Хорошо, что летом в машинах и автобусах становится меньше студентов и школьников, иначе пробки начинаются уже с улицы Отеген батыра. Как только я добираюсь на маршрутке до городской остановки, я пересаживаюсь на троллейбус №19, который идет до Гагарина-Абая. Езжу только на нем, хотя могу еще на шестьдесят пятом автобусе, но у меня с ним связаны плохие воспоминания – в первый мой рабочий день в нем у меня украли планшет. Во-вторых, кажется, на №65 и №16 маршруты автобусов специально набирают бешеных водителей, они как на подбор дерзкие-резкие. Троллейбус более-менее нормально едет, не через рынки, вроде «Тастака», а по Абая. В принципе, он по выделенной автобусной полосе доезжает быстро. Утром он нормально ходит, наверное, каждые пять минут. А вечером с ним реальные проблемы – его минут 20, а то и 40 ждешь, особенно зимой. Иногда возникают проблемы с проводами – он может или встать на дороге или вовсе просят пересесть на другой троллейбус, где опять приходится оплачивать проезд. С маршрутками проблем больше – они очень долго набирают пассажиров, стоят на остановках минут по 5. Еще сильно задерживает транспорт нерегулируемые пешеходные переходы на трассах, когда через две широкие полосы просто рисуют зебру.

Из-за того, что транспорт из города в Каскелен ездит только до 9 вечера, я не могу вечером после работы куда-то сходить, потому что уехать нереально. Даже такси поймать не сразу удается, минут 10-20 приходится ловить такси до Каскелена, а я к тому же живу в микрорайоне на окраине, куда даже местный общественный транспорт не едет. Приходится меньше гулять (смеется).

Я как-то пыталась искать работу в Каскелене, но что мне могли предложить – работать помощником на зоне отдыха, в букмекерской работе или менеджером в банке. Я не знаю, где в Каскелене можно работать. Там все вакансии передаются из поколения в поколение – все держатся за свои места, лишь бы в город не ездить. Да и в Каскелене никакого развития, становишься его заложником, но зато все рядом находится: и дом, и базар, и больница. Это единственное, что мне там нравится. Все остальное: грязь, бомжи, горящие по вечерам урны на автостанции. Очень атмосферно.

Родители предлагали мне купить машину, но садиться за руль я не хочу: на трассе поток машин просто бешеный. Водителей вообще проверяют на адекватность? Ладно в городе – ситуация еще более-менее, хотя местами поток очень хаотичный, но то, что творится на рынке «Алтын орда» просто не описать словами. Мало того, что вместо трех рядов, машины едут в четыре? плюс маршрутки едут по обочине, водители объезжают пробку просто со всех сторон. Это хаос. Я себя некомфортно в маршрутке чувствую, не то, что за рулем. Когда я вижу, как машины друг к другу притираются вплотную, у меня внутри все до размера атома сжимается (смеется). Не вижу никакого смысла в приобретении собственного транспорта. Может стоять в пробке с кондиционером комфортнее, чем в маршрутке стоя, но стиль езды некоторых водителей меня пугает. Нервы дороже. На работе сидишь в напряжении, потом еще и домой в напряжении едешь – нет, спасибо. 

Молодой человек Власты – Сергей Генералов, программист, тоже работает в городе, в Бостандыкском районе. Чтобы в 9 часов утра быть на работе, выходит из дома в 6:30 утра. Обратно домой они едут вместе – он пешком доходит до Гагарина-Абая, они садятся на троллейбус №19 до Толе би-Отеген батыра, а после с «боем прорываются в маршрутку» до Каскелена:

— Я в город езжу с 2005 года, когда учился в колледже, потом в университете, сейчас езжу на работу. Проблемы с транспортом начались в последние пару лет, раньше было гораздо проще уехать ночью из города, сейчас таксистов нет. Пока еду домой с работы, захватываю около пяти пробок: на Саина-Ташкентской (Райымбека), на Калкамане иногда, затем перед «Алтын ордой», на самой «Алтын орде», перед жилым комплексом «Асыл Арман» вдоль Нижней трассы и перед поселком Райымбек. А когда школьники и студенты возвращаются на учебу, то пробки затягиваются – людей больше, а мощности те же. Я заметил, что если я выезжаю в 7 часов, то я опаздываю на работу стабильно минут на 15, если я выхожу в 6:30-6:40, то я приезжаю на работу (Тимирязева-Маркова) на полчаса раньше начала рабочего дня. Это свободное время я обычно досыпаю на рабочем месте. Есть один маршрут автобусный – №45, который едет как мне надо до работы, но он едет в два раза дольше, чем троллейбус №19. Я быстрее доезжаю до Центрального стадиона, иду километра два до работы, это быстрее чем ехать на этом автобусе. Он через КазНУ едет – а там совсем все плохо. К тому же водители автобусов следят за другими маршрутами через приложение City Bus, и, если их по графику никто не подпирает, они будут стоять на остановке очень долго – набирать пассажиров до последнего. Это очень раздражает. Единственная отдушина – выделенная полоса для общественного транспорта. Не знаю, как к ней автомобилисты относятся, но благодаря этим полосам можно хоть минут на 20 позже выходить из дома. Маршрутки до моего дома вообще отказываются ехать, хотя это один из их маршрутов. Водители просто игнорируют требования ехать по нему, они выбирают более удобный для себя – до центра обслуживания населения Карасайского района и районной больницы, оттуда им проще выехать на трассу обратно в город. Жалобы в автопарк бесполезны. Покупать машину я не хочу, у нас и так экология плохая: если утром забраться на пик Фурманова, то смог уже до туда добрался, а на Теслу я пока не заработал. У моего отца есть машина и он тоже работает в городе, но с понедельника по пятницу он ездит на работу на общественном транспорте, чтобы нервы не тратить; на своей машине только по субботам, когда на трассе и улицах города в разы меньше машин. 

В скором времени я перееду в город, сейчас заканчиваю ремонт в своей квартире.
 Единственный выход – жить в том же районе, в котором находится место работы. 

Облегчает ситуацию метро, хоть там на сегодня и много людей, порой в часы пик не протиснешься в вагон. Сейчас же у меня не остается времени даже на занятия спортом, мы в кино-то раз в два месяца выбираемся, потому что сложно домой уехать, выходишь с сеанса часов в 9-10 вечера, а дома оказываешься в двенадцать-час ночи, а потом в 5 утра вставать. Сервисы Убер и Яндекс.Такси до Каскелена насчитывают по 7-8 тысяч тенге от Сайрана и до моего дома. В Тараз на InDriver дешевле съездить.

Культура вождения у нас скотская, я сам в ДТП попадал, уважения к другим участникам движения нет. У региональных водителей вообще свой неповторимый стиль фигурного вождения.

Сергей Шипулин, музыкальный редактор Авторадио, живет на улице Мате Залки-Жубанова, работает в районе реки Есентай и улицы Сатпаева.

— Мой отец всю жизнь работал водителем, у него стаж вождения более 40 лет и я с детства всегда был в машине. Мой старший брат отучился и сдал на права, а я даже не пытался учиться водить, просто не тянуло.Обычно я езжу на метро или троллейбусе — сама дорога занимает минут 15-20. Недавно решил поехать на такси, путь занял полтора часа.

У меня двое детей, один ходит в садик, другой в школу, и все это рядом с домом. Утром отвожу сына пешком в школу, потом иду полквартала до станции метро, а с работы иногда на метро, иногда на такси. Когда нужно детей отвезти, то тогда на такси. Раньше, когда на Абая не было выделенной полосы, жена возила сына на плаванье на такси. Когда сделали выделенку, они пересели на троллейбус. Ввели очень хорошую систему Онай, я сразу же купил карту и закидываю на нее по 3 тысячи тенге в месяц, она же теперь подходит и для метро, но опять же –  появились кондукторы – когда их не было, было очень хорошо: ни шума, ни скандалов. Теперь же снова возникла коррупция: то билеты не дают, то забирают их на выходе. 

Сейчас появился троллейбусный маршрут №25, я же езжу на 19-ом. 25-ый едет каждые две минуты, а 19-ый раз в минут 15-20, он единственный идет по Мате Залки и до Абая доезжает уже полный. Я смотрю по программе City bus: если 19-ый троллейбус еще далеко, лучше сяду на 66-ой автобус, который сейчас подъезжает и поеду через Джандосова. City bus — это очень удобная вещь. 

Когда я еду в такси, то вижу как нервничают водители, само это дорожное движение напрягает, у меня бы нервов не хватило быть за рулем. В машине то одно сломалось, то другое, плюс налоги, техосмотр, парковка, это еще один «рот» для семейного бюджета. Иногда, конечно, думаю, вот хорошо было бы на автомобиле выехать на природу, но по сути мы ну раза два в полгода выезжаем. И ради этого брать машину? Можно и на такси уехать. Если бы у жены была машина, я бы переживал за нее – с нашим движением. В общественном транспорте я ни разу не попадал в аварийные ситуации, мне кажется, в нем передвигаться безопаснее.

Летом я пересаживаюсь на велосипед. Рано утром еду по тротуару, а когда вечером приходится ехать по проезжей части. Это, конечно, опасно, плюс жарко. Плохо, что нет велодорожек. На велосипеде у меня на дорогу уходит минут 40.

Я спускаюсь в метро на станции «Москва» и стал замечать, что многие люди туда приезжают, оставляют там машины и пересаживаются на метро. Я уже в лицо знаю этих людей. Если в часов 8 ехать, то на «Москве» уже забиты вагоны, не знаю, как будет, когда откроют еще две станции, наверное, как в автобусе. 

Дмитрий Тихонов, сотрудник Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности, восемь лет назад переехал из Тараза в Алматы:

— В моей семье никогда не было машины, я всегда был равнодушен к автомобилям. Когда переехал в Алматы, задумывался о машине, но видел, какие здесь проблемы с экологией, пробки, и решил, что общественный транспорт намного лучше машины. Я живу в районе КазНу им. аль-Фараби, а работаю на Абая-Мате Залки. Из дома до метро я иду пешком через дворы. Получается минут 15 до метро, 5 станций – это минут 12, и я на месте. Прежде мы жили в микрорайоне «Айгерим-2», и на Абая-Алтынсарина всегда были пробки. 

Жена тогда стояла на учете в поликлинике возле парка 28 гвардейцев-панфиловцев, и мы добирались туда часа два- два с половиной. Так же выходило, когда мы ехали на такси.

Сейчас, когда мы переехали, стало проще. И садик ребенка находится рядом с домом — идти до него пять минут. У нас хорошо сложилось, что у жены работа на станции «Райымбек», а у меня на противоположной – на «Москве».

Можно сказать, что отказ от машины — это осознанное решение. Я вижу проблемы с парковками, микрорайоны не предназначены для такого количества машин. Опять же – пробки, бензин дорожает, налоги повышаются, я вижу только затраты. Я редко пользуюсь автобусами, но заметил, что в них люди злее, наверное, из-за постоянной толкучки, а в метро люди пришли, сели с телефонами, книжками, и там намного быстрее и комфортнее, особенно это чувствуется летом — в это время в автобусах очень жарко, кондиционеры не включают, а в метро прохладно. 

Такси мы пользуемся, когда какие-то праздники и приходится поздно возвращаться домой. Я в Алматы живу 8 лет, и ради интереса несколько раз пользовался трамваем, в моем городе его не было и это для меня экзотика. В Алматы, конечно, лучше развит общественный транспорт, нежели в Таразе – там после семи вечера транспорт просто перестает ходить и с работы ты идешь пешком.

Думаю, что люди просто привыкли к тому, что у них есть машины, и они не представляют как перемещаться без нее. Может быть, если бы у меня была машина, я бы не ходил пешком, а стоял часами в пробках и не представлял себе другой жизни. Я думаю, нужно развивать инфраструктуру для того, чтобы город в первую очередь был удобен для пешеходов. 

Мадина Булембаева, редактор в декрете:

— Мы с мужем и сыном живем в центре города, на Абая-Ауэзова, и общественный транспорт для нас удобен: мы в основном пользуемся автобусом и троллейбусом, реже метро. Я научилась водить машину еще в 2007 году, даже купила автомобиль, который почти сразу же из-за проблем с тормозами вернула продавцу. Самая большая ирония в том, что сейчас мой муж работает в автосалоне далеко от города, и ездит туда на автобусе или такси.

Минус нашего отказа от автомобиля в том, что мы не можем сами съездить на Капчагай или подняться в горы — туда, куда не ходят автобусы. И либо мы едем с друзьями, либо на такси. Муж планирует купить машину, но это будет гораздо позже.

Мне кажется, что постепенно транспорт становится лучше. Но нужно учитывать, что мы с сыном пользуемся им днем, не в час пик, и получается, что для нас все очень удобно и доступно. Но при этом я понимаю, что когда моя мама из Калкамана ехала на Достык-Хаджи Мукана в коррекционный садик с ребенком, на 128-ом маршруте, на это уходило 2 часа 20 минут туда и обратно 2 часа 20 минут. 

Мы никогда не садимся в старые автобусы, стараемся ездить в троллейбусах или в новых автобусах — там всего одна ступенька, что очень удобно для коляски. Когда Ясону было 5 месяцев, мы пошли в бассейн, туда и обратно ездили на автобусе — даже зимой, в мороз. 

Конечно, есть отдельные неприятные эпизоды, например, хамство водителей. Я заметила, что троллейбусный парк всегда реагирует на обращения, в отличие от автобусного. К троллейбусному парку у меня было несколько претензий. К примеру, одна из водителей ехала и играла в телефоне, я была беременная и сидела на переднем сидении и боялась, что она резко затормозит и меня ударит перекладиной в живот. Когда я сделала ей замечание, она не отреагировала, тогда я сняла видео и пришла в троллейбусный парк, написала заявление, на следующий день мне позвонили и извинились за нее, сказали, что приняли меры, оштрафовали. Но дело не в штрафе, просто нельзя так ездить.

Когда Ясон был в коляске, я чувствовала себя спокойнее в общественном транспорте. Коляска пристегнута, на тормозах, ты садишься рядом и все контролируешь. Сейчас мы стали ездить без коляски, иногда бывает страшно. Мне кажется, что можно легко вылететь с этих широких сидений, которые сделаны для мам с ребенком. Хотелось бы для детей какие-то ремни безопасности.

Я несколько раз теряла карточку «Онай», мне удобнее платить наличкой, а мой муж оплачивает за проезд с помощью смс-оплаты, но к сожалению, мой оператор – Kcell не запустил такую услугу. Мне, чтобы не требовать постоянно билеты, удобнее было бы платить как раз с помощью смс.

Мне кажется, что можно и нужно сделать общественный транспорт более привлекательным, но у меня нет ответа как это сделать. 

Арман Ожаубаев, студент-магистрант:

— Десять лет назад я учился в автошколе. У меня есть права, я даже поменял их в сентябре прошлого года — тогда можно было сделать это без пересдачи. Был шанс купить машину, но я не воспользовался им. Если родственники и друзья узнают, что есть машина, то начнется – «привези-отвези», а когда нет машины, никто не дергает. У меня есть двоюродный брат, который все время возит всех. Я же по натуре больше пассажир, чем водитель.

Если расстояния недалекие, я люблю ходить пешком, если тороплюсь, то на такси. А так – передвигаюсь на метро и общественном транспорте. В час пик в автобус лучше не соваться. После работы люблю пешком прогуляться под музыку, за полчаса можно пройти улиц 15. Иногда я в час пик быстрее добираюсь пешком, чем на автобусе. 

Раньше я пользовался велосипедами Almaty bike – у них была ежемесячная абонентская плата, я недавно сходил к ним в офис – они поменяли условия, сделали абонентскую плату годовую, теперь надо сразу заплатить сразу за год 10 тысяч тенге. 

Но я вам скажу, что зимой на велосипеде особо не покатаешься. Я ездил в декабре и раз 5-6 падал. 

Было много снега, и вы же видели как город чистили, хотя позапрошлой зимой было меньше осадков и можно было ездить. Плохо, что пока мало велостанций и все они находятся в центре города, невозможно уехать в сторону микрорайонов или в нижнюю часть города.

Раньше автомобиль был роскошью, а теперь стал средством передвижения,и я не думаю, что люди сразу пересядут на общественный транспорт или велосипеды, но думаю, что для этого нужно создавать условия. Например, везде сделать станции Almaty bike – идея то хорошая, что в одном месте велосипед берешь, в другом оставляешь.

Мне нравится, что потихоньку уже делают велодорожки, стараются: по Тимирязева, по Абая. Надеюсь, на этом не остановятся. Вместо того, чтобы расширять дороги, лучше увеличивать пешеходную зону и делать велодорожки.