Тамара Вааль, Астана, Vласть
Фото Радмира Фахрутдинова
В прошлом году национальный авиаперевозчик «AirAstana» пополнил свой парк новыми самолетами - «Боинг 767-300ER». Это широкофюзеляжный тип воздушного судна с увеличенной дальностью полета, который оснащен двигателями Pratt & Whitney, каждый мощностью более чем 27 тонн тяги. Дальность полета «Боинга 767-300» может достигать 10 550 км при скорости около 900 км/ч. Данный тип воздушного судна может перевозить 38 тонн полезного груза и его вес при взлете способен достигать 181 тонны. Салон оснащен 30 спальными местами бизнес-класса и 193 местами эконом-класса с индивидуальной системой развлечений.
Каждый выход из самолета оборудован аварийными надувными трапами. Стоимость одного составляет 15 тысяч евро, и, если бортпроводник сделает одно неправильное движение при открытии двери, то трап раскроется. Так как пропускная способность в случае аварийной эвакуации будет снижена, то соответственно, должно быть уменьшено количество пассажиров на данном полете (это 80 человек).
Кстати, на эвакуацию самолета, в котором находятся 220 пассажиров, дается всего 90 секунд. В случае аварийного покидания самолета, второй пилот должен надеть фуражку, взять переносной громкоговоритель, первым скатиться по аварийному трапу и быть готовым принимать скатывающихся пассажиров и организовать безопасное место их сбора. Бортпроводники должны регулировать поток пассажиров по аварийным выходам. Командир покидает воздушное судно в последнюю очередь через заднюю дверь, убедившись в отсутствии пассажиров. Все это в течение 90 секунд.
Прежнее наименование профессии «стюардессы» давно изменено на «бортпроводники», т.к. эти специалисты отвечают в первую очередь за безопасность пассажира, а сервис – это только видимая часть их работы. Для этого бортпроводники ежегодно проходят многочисленные тренинги, брифинги перед каждым полетом и соответствующий психологический настрой. В течение всего полета они мобилизованы на обеспечение безопасности пассажиров, бдительность и комфорт пассажиров.
В самолете работает правило «четырех глаз». Бортпроводники все делают по двое – будь то раздача еды, решение конфликтной ситуации, или проверка всех систем. Аналогичная схема работает и в кабине пилота. Чтобы избежать различного рода ЧП, пилот никогда не остается один в кабине. Если одному из пилотов необходимо выйти из кабины, то экипаж должен вызвать бортпроводника, который будет находиться в кабине на время отсутствия пилота. При этом, бортпроводнику запрещается занимать место пилота, для этого в кабине предусмотрено дополнительное место. Надо отметить, что существующие процедуры исключают возможность проникновения в кабину посторонних лиц, для этого применяются системы специальных кодов и все это обеспечивается бортпроводниками.
Салон самолета делится на две части – 30 мест предназначены для пассажиров бизнес-класса, и 193 места – эконом-класс. Здесь также расположены две кухни – передняя, и в хвосте. Передняя кухня маленькая и предназначена исключительно для пассажиров бизнес-класса. Единственное отличие – здесь стоит кофе-машина. Все остальное по стандартам – десятки различных полочек для еды, напитков и тележки. Каждая из них закрывается на два крепления. Здесь же расположены и кресла бортпроводников, которые они занимают во время взлета и посадки.
В самолете мелочей не бывает. И не случайна замена традиционных «Взлетных» на маленькие карамельки. В 2015 году на бортах «Эйр Астаны» такими конфетами подавились шесть человек – четверо детей и двое взрослых. В итоге, во-первых, при возникновении такого рода ЧП пилот должен принять решение об экстренной посадке, подвергая жизнь 220 пассажиров риску из-за одной конфеты, во-вторых, возросли затраты на дополнительную подготовку бортпроводников в такой ситуации. Поэтому, после многочисленных исследований оказалось, что в подобной ситуации с маленькой конфетой, все эти риски отсутствуют, она просто растворится и не позволит задохнуться пассажиру. Так что, маленькие конфеты – не экономия, а средство безопасного полета.
Всем известно, что каждое пассажирское кресло оснащено спасательным жилетом, а в экстренной ситуации из потолка выпадут кислородные маски. Но мало кто знает, что кислородных масок в каждом ряду на одну больше, чем сидений. И это сделано для безопасности бортпроводника, двигающегося по салону. В случае внештатной ситуации он должен занять ближайшее свободное кресло (в случае отсутствия такого, сесть на пол или на первого попавшегося пассажира) и надеть себе маску и оценить ситуацию. А вот в случае приземления самолета на воду, помимо спасательного жилета пассажир может легко оторвать сиденье от своего кресла (оно на липучках), и использовать его в качестве аварийного плавсредства.
Авиакомпания реализует концепцию чистого крыла. Это значит, что в зимнее время перед каждым вылетом самолет тщательно осматривается на наличие снега и льда. В случае необходимости, несущие поверхности обрабатываются горячей водой, смешанной со специальным раствором, а затем и специальной жидкостью, напоминающей по консистенции глицерин. Ее стоимость примерно один доллар за литр, на самолет может уйти до шести тысяч литров. Причем, время эффективной защиты незамерзающего раствора начинается с момента, как первая капля упала на поверхность самолета и длится ограниченное время. За это время техперсонал должен обработать борт, а пилот – поднять самолет в воздух. Иначе эффективность противообледенительной жидкости деградирует и придется начинать все заново. Кроме того, если неправильно хранить эту жидкость, то она теряет свои защитные свойства. Поэтому, в случае непогоды (осадки, туман, низкая облачность), вылет в некоторые аэропорты приходится задерживать по причине отсутствия качественной противообледенительной обработки.
Еще один нюанс: не всегда пилот сажает самолет. При плохой видимости (например в 75 метров (ИКАО 3B категория), у экипажа всего одна секунда до касания со взлетной полосой), командир должен только принять решение – приземляться или уходить на второй круг, а посадка или уход на второй круг будет выполнена в автоматическом режиме.