В 2017 году в преддверии международной выставки «ЭКСПО-2017» в столице откроется новый железнодорожный вокзал. О том, как проходит его строительство Vласти рассказал представитель генподрядчика – помощник директора по капительному строительству ФАО «Сембол Иншаат» Вагиф Исаев.
Строительство вокзала началось летом 2014 года, на какой стадии оно находится сейчас?
На данный момент мы почти закончили монолитные железобетонные работы. На 70% завершены монтажные работы по металлоконструкциям. Мы начали внутреннюю разводку коммуникаций. Что еще? Стены, каркас гипсокартона, перегородок. В принципе, в этом году у нас больше отделочные работы не предусмотрены. Сейчас мы начали монтировать покрытие кровли, несущий каркас фасадов. План на 2015 год выполнен с опережением. Трудно сказать, какой объем строительства уже выполнен. Объем можно отнести к сумме, и еще к метражам, поэтому определить на какой стадии сейчас или какой процент готовности- это очень сложно. Я сейчас не могу сказать, но работы на этот год выполнены с опережением сроков по графику. Здесь каких-либо задержек не видится.
Были ли привлечены к строительству субподрядные организации?
Национальная компания АО «Казахстан Темир Жолы» являются инвесторами, а мы, Сембол, – генеральным подрядчиком. При этом, у нас в субподряде есть подрядные организации, которые выполняют определенные виды работ. Мы максимально придерживаемся казахстанского содержания, поэтому в основном у нас все подрядчики местные. Объем работ большой, площадь большая, а сроки сжатые. Поэтому приходится привлекать оптимальное количество подрядных организаций, чтобы успеть все сделать в срок и качественно.
А сколько подрядных организаций вы привлекли?
Просто видите, они периодически меняются. Здесь циркуляция: один вид работ заканчивается, начинается другой вид, одни заканчивают и уходят, а приходят другие. Поэтому на данный момент сказать конкретные виды работ и сколько субподрядчиков (сложно –V), а в настоящий момент их задействовано 20-25 компаний. А в общей сложности субдподрядчиков, которые уже привлечены и будут, их около 500. Это все казахстанские компании.
Сколько путей будет на новом вокзале?
Внутри вокзала будет шесть путей, подъездные пути, 3 эстакады.
Проект достаточно большой, сколько человек задействовано в строительстве?
Люди (как и субподрядные организации - V) также меняются, а на данный момент больше 1000 человек. Основная масса из них практически все казахстанские специалисты. Только при острой необходимости мы можем привлечь иностранных специалистов.
Каких специалистов сложно найти на казахстанском рынке?
В принципе такой острой нехватки нет. Здесь много специалистов, с достаточно хорошим уровнем, которые хорошо знают свою работу и выполняют ее. У нас нет такого, чтобы взять и разделить казахстанский и иностранный персонал. Можно найти альтернативу и здесь. В строительстве сейчас такой проблемы не существует.
В чем заключаются основные отличия действующего вокзала от строящегося? Я полагаю, вы видели вокзал, который есть в Астане.
Вокзал, который есть в Астане, был построен 60 лет назад. В конце 90-х была проведена реконструкция. Новый вокзал считается уникальным зданием. В мире и по масштабу, и по самому архитектурному решению - нет аналогов. Поезда у нас заезжают на высоте 10 метров над уровнем земли. Люди по алее «Мынжылдык» могут свободно проходить под вокзалом. Он не препятствует прохождению людей и автотранспорта, не делит город на две части. Именно эта задумка была принята местными исполнительными органами. Поэтому здесь применяется все новейшее - самые новейшие технологии, экологичные, энергосберегающие, «зеленые», инновационные материалы. Это один из последних вокзалов в мире, который сейчас вот будет построен.
Какова его общая площадь?
Он расположен на земельной площади 26 гектаров. Это будет самый большой вокзал в Казахстане. Он будет во много раз превышать площадь действующего вокзала, и составит 117,407 тыс.кв.м.
А каковы параметры самого здания вокзала?
Ширина вокзала, если брать наружные контуры здания, 120 метров, длина - 630 метров, это вместе с платформой. У нас будет семь этажей внутри вокзала.
То есть поезд будет приходить на первый этаж? А что будет расположено выше?
Поезд будет заезжать на уровне 10 метров над землей на эстакаде, он будет заезжать под вокзал. Он едет не по земле, а по эстакаде, и там же он будет останавливаться. Распределительный зал (конкорс - V) и платформа находятся на том же уровне. То есть распределительный зал находится уровнем выше. Люди поднимаются туда, оттуда по эскалаторам спускаются на свою платформу, которая им нужна, садятся в поезд на платформу уровнем ниже (она находится на уровне 10 метров над землей) и уезжают. Приезжающие точно также: приезжают и кому надо уехать или идти в паркинг- спускаются вниз , кому хочется поднять в гостиницу или в распределительный зал- они поднимаются эскалаторами, лифтами наверх.
Вокзал будет находиться на одной оси: Хан Шатыр, Байтерек, Акорда, Пирамида. То есть если выйти с Хан Шатыра, и смотреть прямо, то можно увидеть вокзал.
Кем был разработан дизайн и архитектура нового вокзала?
Мы является генпроектировщиками и в то же время генподрядчиками. Проект полностью наш. Но вначале был разработан Студией 44, доработан турецкой компанией Tabanl oglu, которая проектировала Казмедиа Орталыгы, стадион Астана-Арена – все это наши проекты, это наши партнеры по проектированию. Это семболовский проект совместно с КТЖ, городской архитектурой, и главой государства- это все было презентовано и согласовано.
Много раз переделывали проект?
Сама концепция не менялась, но кое-какие детали дорабатывались.
А что дорабатывалось, если не секрет?
Секретов здесь нет. Допустим, по рекомендации главного архитектора города у нас были изменены заезды: они были прямые, а он нам порекомендовал, чтобы мы сделали спиралевидные. Изменили проект, сделали, и действительно получилось очень функционально и красиво.
Этот проект начинался 2 года назад. Его месторасположение долго выбиралось, по-моему, мы меняли 5 раз месторасположение, не могли никак решить. И вот, в конце концов, выбрали оптимальный вариант.
А какие еще места для расположения вокзала вы рассматривали, то есть где бы еще он мог находиться?
Первоначально ЭКСПО задумано чуть дальше, где объездная дорога аэропорта, потом его перевели. Вокзал должен быть завершен в 2017 году к проведению ЭКСПО, поэтому из практических соображений было принято решение, чтобы вокзал был рядом с ЭКСПО. Из-за этого, когда поменяли место проведения ЭКСПО, тогда уже было решение менять месторасположение вокзального комплекса. И мы нашли оптимальное место для развития района.
Какова вероятность того, что вы закончите строительство раньше, с учетом того, что в этом году работа проводилась с опережением?
Мы стараемся и делаем все возможное. У нас есть договорные обязательства, ответственность. Мы делаем все. Возможно раньше закончим, но никак не позже. Мы будем стараться избежать отставаний.