Неопределившиеся. НПФ не решили, что с ними будет
До вступления в силу закона о консолидации всех НПФ в единый пенсионный фонд (ЕНПФ), анонсированного 23 января, остается меньше недели. Сейчас в Казахстане 11 частных накопительных фондов с общей суммой накоплений - 3 трлн. 277 млн. 567 тыс. тенге.

Дмитрий Мазоренко, Vласть

 

До вступления в силу закона о консолидации всех НПФ в единый пенсионный фонд (ЕНПФ), анонсированного 23 января, остается меньше недели. Сейчас в Казахстане 11 частных накопительных фондов с общей суммой накоплений - 3 трлн. 277 млн. 567 тыс. тенге.

 

До 1 июля все средства должны быть переведены в ЕНПФ, и дальнейшее существование частных пенсионных фондов ставилось экспертами под сомнение. На эти опасения правительство отреагировало заявлением, о том, что фондам закрываться не обязательно - у них есть два способа продолжать работать дальше.

 

Первый из них – после прохождения специального конкурса стать компаниями по управлению пенсионными активами, что позволит и дальше работать с деловыми бумагами, в том числе и государственными.

 

На данный момент каждый пенсионный фонд выполняет две функции – учетную (сборы взносов, их учет и выплаты) и инвестиционную (управление активами). Реформа лишает НПФ учетной функции, но не возможности управления активами. Эту функцию передают Нацбанку, но Нацбанк может передоверить ее пенсионным фондам.

 

Успеха этого сценария, по мнению Олжаса Худайбергенова, директора Центра макроэкономических исследований, стоит ждать только в том случае, если сам процесс передоверия будет открытым, объективным и прозрачным: «Процесс должен быть таким, чтобы пенсионные фонды понимали, что они могут иметь доступ к какому-то объему ресурсов. Если процесс будет объективным, большая часть фондов выберет вариант создания управляющих компаний. Фонды должны чувствовать, что доступ к активам не зависит от степени лояльности Нацбанка. В целом, это правильный шаг - сделать пенсионные фонды управляющими компаниями. Это позволит им не отвлекаться и функционировать в четко заданном диапазоне». 

 

По прогнозам Худайбергенова, из действующих в Казахстане 11 пенсионных фондов, при нынешней ситуации, только около половины могут стать управляющими компаниями. Если же к процедуре будет больше доверия у НПФ, тогда, возможно, что закроется всего лишь 1-2 НПФ.

 

Второй способ, предложенный правительством, – переквалифицироваться и перейти к системе добровольных пенсионных взносов.

 

В дееспособность этого варианта сложно поверить даже без критических прогнозов экспертов. За всю историю существования в Казахстане подобной системы, согласно данным комитета по контролю финансовых рынков и организаций, НПФ смогли привлечь всего лишь 37,148 добровольных вкладчиков. Суммарный объем этих счетов – 1 млрд. 285 млн. 376 тыс. тенге.

 

Лучшими результатами на этом поприще могут похвастаться НПФ «Астана» с добровольными накоплениями в размере 741 млн. 113 тыс. тенге, НПФ «Капитал» с накоплениями в 216 млн. 551 тыс. тенге и НПФ «Народного Банка Казахстана» с показателем в 169 млн. 637 тыс. тенге. Сравнивать такие показатели с сумами общих пенсионных накоплений этих фондов невозможно.

 

В провале подобного сценария уверен и Айдар Алибаев, председатель совета Ассоциации пенсионных фондов: «Вероятно, что на систему добровольных пенсионных отчислений не перейдет ни один пенсионный фонд. Потому что наши граждане не будут вкладывать в пенсионные фонды сами. Сейчас они вкладывают, и это мизерные суммы, ради этого не стоит оставлять даже одного НПФ. Власти предполагают, что у фондов есть какие-то варианты – перейти на форму добровольных пенсионных отчислений или стать управляющими компаниями. Но эти два варианта не сработают, сработает только третий – самоликвидация. Но чтобы все не выглядело так смертельно, они предлагают эти два варианта».

 

Мнения о непривлекательности системы добровольных отчислений, придерживается и Олжас Худайбергенов: «Рынок этот очень маленький и не интересен ни одному пенсионному фонду. Правительство сейчас сокращает расходы, и стимулировать к использованию этой системы не будет. Но даже если попытки и будут, никакого роста этого рынка ожидать не стоит».

 

Особой уверенности в дееспособность этой системы не высказала и Гульфайрус Шайкакова, директор департамента исследований и стратегии Национального банка. По ее словам, основная проблема  этой системы, впрочем, как и всей системы пенсионного обеспечения, заключается в низком охвате населения, неполноте и нерегулярности пенсионных отчислений.  

 

По словам Шайкаковой, Нацбанк считает преждевременным давать какие-либо оценки по дальнейшей деятельности НПФ: «Нельзя однозначно утверждать, что система добровольных вкладов обеспечит работой все НПФ. Думаем, что это будет зависеть от них самих, насколько они сумеют заинтересовать потенциальных вкладчиков в необходимости добровольных накоплений, поскольку пенсионные накопления в настоящее время не получили должного развития».

 

В то же время Шайкакова отметила, что государственное стимулирование использования этой системы возможно и будет: «Национальный банк, со своей стороны, предлагает относить их (добровольные пенсионные выплаты - V) на вычеты из налогооблагаемой базы работодателя (КПН) и работника (ИПН)».

 

Большинство фондов воздерживается от комментариев об их дальнейших планах. Есть некоторые аспекты, и законодательные, и внутренние, которые не позволяют дать однозначного ответа. Правда, в одном из НПФ корреспонденту Vласти рассказали, что если их акционеров не устроят условия, необходимые для того, чтобы стать управляющей компанией, личный капитал фонда будет перенаправлен на создание и развитие другого бизнеса. Подобному примеру могут последовать и другие НПФ.

 

Туманной остается и судьба работников пенсионных фондов, которых, по информации Худайбергенова, по разным оценкам от 7,5 тыс. до 12 тыс. Их число уже сократилось до 3 – 3,5 тыс. человек, а для полноценного функционирования ЕНПФ, по предположению Худайбергенова, будет достаточно 1 200 – 1 500 человек. Однако, как отметили Vласти в одном из НПФ, профессиональные кадры обязательно найдут себе место.

 

Ситуация с фондами в любом случае проясниться уже в ближайшие недели – после формирования ЕНПФ у частников не останется выбора и им будет необходимо принять решение – уходить с рынка вовсе или оставаться его игроком, но уже в ином качестве.

Свежее из этой рубрики