За последние несколько месяцев казахстанцы слышали разные точки зрения о развитии экономики страны. Официальная сторона с регулярной периодичностью заявляет о контроле над ситуацией и отсутствии системного кризиса. Сторона же экспертная, к примеру, МВФ и рейтинговые агентства Fitch и Standard & Poor’s, напротив, считает, что экономика уже терпит значительные потери, а дополнительно ситуацию может обострить промедление со структурными реформами.
С конца прошлого года обе стороны регулярно упоминают фундаментальную причину регресса казахстанской экономики – снижение стоимости нефти. Она, вкупе с замедлением экономик России, Китая, а также Центрально-Азиатского и Кавказского региона в целом, создает серьезные риски для благополучия страны в 2015-м и последующих годах. Vласть анализирует ситуацию и разбирается в том, где оказалась экономика по итогам первого квартала 2015 года – не самого предсказуемого, но более оптимистичного, чем предстоящие в ближайшей перспективе.
Результативность экономики в целом можно оценить, используя несколько подходов. Мы же попробуем посмотреть на неё через состояние госбюджета, промышленности, внешней торговли и привлечение инвестиций. Республиканский бюджет – базовый показатель того, как на данный момент функционирует государство. За прошедший квартал, согласно данным министерства финансов, его доходная часть сократилась на 14,5% до 1,72 трлн тенге в сравнении с тем же периодом 2014 года. Очевидно, что произошло это на фоне сокращения налоговых поступлений на 15,5% - до 1,65 трлн тенге.
Но при всем этом расходная часть увеличилась на 7,1% до 1,67 трлн тенге. А дополняет картину дефицит бюджета. В 2014 году, напротив, наблюдался профицит в размере 407,72 млрд тенге, но к концу I квартала этого года дефицит по разным оценкам государственных ведомств составил от 49,8 до 130,7 млрд тенге. Впрочем, относительно заложенной министерством финансов цифры, недостаток средств пока не выглядит обескураживающим.
Ведомство допускает, что к концу года он может составить 1,5 трлн тенге. И это вопреки тому, что еще в феврале расходы бюджета сократили на 700 млрд тенге. Впрочем, в первом квартале дефицит отчасти был продиктован задержкой транша из Национального фонда и его пришлось покрывать за счет внутренних средств.
Следом посмотрим на то, как чувствует себя движущая сила казахстанской экономики - промышленность. В целом, ВВП Казахстан за I квартал 2015 года вырос на 2,2% против 2,9% по итогам аналогичного периода прошлого года. При этом вклад промышленности был хоть и сдержанным, но позволил промпроизводству вырасти на 0,6% в сравнении со снижением в I квартале 2014 года на 0,3%.
Наиболее тяжелым месяцем для промышленности, согласно данным статкомитета, был январь, когда объем производства рухнул на 28,7%. Однако темпы роста быстро восстановились, и уже в феврале промышленный сектор вырос на 1,7% в сравнении с этим же месяцем 2014 года. Но если сопоставлять январский показатель с декабрем, то сокращение, согласно официальным данным, составило лишь 0,8%.
Лидерами по приросту стали Астана – 16,9%, Карагандинская область – 10,5% и Актюбинская область 5,7%. Снижение же производства произошло в ЗКО – на 0,6%, Павлодарской области – на 5% и ВКО – на 6,5%.
Если смотреть на структуру промышленности, то больше всего пострадал сектор машиностроения. В сравнении с I кварталом производство в нем сократилось на 28,7%, во многом из-за критического снижения выпуска транспортных средств - на 61,7%.
Плохих результатов ожидали от горнодобывающего сектора. Однако в сравнении с любым релевантным периодом, в целом по сектору снижения производства не наблюдалось. По итогам I квартала рост в нем составил 1,1%. Но если посмотреть на него в разрезе, мы увидим, что относительно I квартала прошлого года снизилась добыча угля и лигнита - на 3%, а также добыча железной руды - на 5,3%. Другие составные части сектора показали прирост. К примеру, производство сырой нефти, вопреки ценовому спаду, увеличилось на 0,9%.
Обрабатывающая отрасль также незначительно подросла - на 0,5% в сравнении с I кварталом 2014 года. Если, опять же, смотреть на неё в разрезе, то наибольшие трудности испытали предприятия по производству бумаги и бумажной продукции. В этом сегменте за I квартал предприятия сократили выработку на 16,4%. Ухудшилась обстановка и в табачном производстве, где объем выпуска продукции сократился на 14,6%. Также на 5,4% снизилось производство текстиля. Выпуск продуктов питания, в свою очередь, снизился на 1,6%, а напитков – на 1,5%.
Однако куда менее оптимистично ситуация сложилась во внешней торговле – одном из главных источников дохода наших предприятий и государства. Объем экспорта за I квартал текущего года сжался почти вполовину с 22,67 млрд долларов на I квартал 2014 год до 11,93 млрд долларов на аналогичный период этого года. Основное снижение, конечно же, вызвано более чем двукратным сокращением поставок сырой нефти, которая входит в состав статьи минеральных продуктов. За I квартал Казахстан получил лишь 8,88 млрд долларов по этой составляющей экспорта.
Впрочем, самой пострадавшей можно назвать статью по экспорту машин, оборудования и транспортных средств, доход по которой сократился почти в три раза - до 86,29 млн. долларов.
Не менее плачевно выглядит экспорт продуктов животного и растительного происхождения, а также продовольственных товаров. По этой статье доход сократился на 57% до 458,09 млн.
долларов. Серьезный спад наблюдался и в экспорте текстильной продукции на 50,6% до 18,79 млн. долларов. А экспорт металлов, в свою очередь, снизился на 18,2% до 1,29 млрд долларов.
Если смотреть на разбивку экспорта по странам, то видна тенденция сокращения объемов торговли с главными торговыми партнерами Казахстана. Больше всего в I квартале Казахстан сократил поставки в Китай – на 63,6% - до 1,28 млрд долларов. Следом идет Россия – снижение на 55,1% - до 896,79 млн. долларов, затем Италия – спад на 52% - до 2,48 млрд долларов.
Импорт может указать на темпы потребления населения. В общем и целом объем импорта сократился на 15,2% - до 7,18 млрд долларов. 14,5%-ный спад (до 732,75 млн. долларов) наблюдался по импорту продуктов животного и растительного происхождения, а также продовольственных товаров. Чуть меньшее сокращение зафиксировано в поставках машин, транспортных средств и оборудования в Казахстан – на 13,2% - до 3,11 млрд долларов. Однако лидирующими статьями импорта по сжатию стали текстильная продукция - на 27,8% до 219,35 млн. долларов и топливно-энергетическая продукция – на 19,1% до 453,7 млн. долларов.
Переходя к вопросу инвестиций, который демонстрирует, насколько само население и зарубежные инвесторы верят в будущее казахстанской экономики, стоит отметить, что несмотря на сокращение производства и экспорта, общий объем инвестиций в экономику за I квартал этого года вырос на 2,9% до 969,86 млрд тенге, в сравнении с таким же периодом 2014.
Если брать наиболее значимые и обширные статьи для экономики, сокращение инвестиций прослеживалось в трех секторах: строительном – на 19,1% (до 12,86 млрд тенге), сельскохозяйственном – на 14,7% (до 20,25 млрд тенге), а также в транспортном на 9,2% (до 115,41 млрд тенге). Напротив, выросли инвестиции в промышленный сектор – на 8% - до 580,7 млрд тенге и в финансовый – на 19,6% - до 10,34 млрд тенге.
Где же по результатам всего этого оказалась экономика страны? Ответ примерно такой же, каким был еще в декабре прошлого года - она балансирует между разломами экономических плит. С одной стороны есть некоторые обнадеживающие факторы – какой никакой рост промышленности, рост инвестиций и хоть и относительная, но стабилизация цен на нефть на уровне около 65 долларов.
С другой же стороны виден существенный дефицит бюджета – при более ли менее стабильной стоимости углеводородов, секвестре бюджета и трансфертов из Нафонда в рамках программы Нурлы жол. В коллаборации с этим выступают и другие факторы – сокращение налоговых поступлений, объемов внешней торговли, очевидное отсутствие дефицита нефти на мировом рынке, и все еще метафизическая возможность диверсифицировать экономику. И при всем этом мы не говорим даже об очередной возможности ухудшения внешней конъюнктуры.
Кроме того, еще не до конца понятно, хватит ли Казахстану внутренних средств на то, чтобы покрыть дефицит бюджета. Согласно новой концепции бюджетной политики, на объем средств Нацфонда установлен неснижаемый уровень остатка в 30% ВВП. К концу 2014 года в его резервуаре удалось накопить 41% от ВВП. И по опасениям экспертов, при нынешнем уровне заимствований из него, за 2-3 года размер резервов может упасть ниже 30%. Это вынудит искать новые источники финансирования. Вопрос только в том – где их искать.