Еще в начале марта мы увидели резкое падение продаж билетов на спектакли. Если кто-то пристально следит за колебаниями курса доллара или котировками нефти, то у нас свой «доу джонс» - сайт билетного оператора. И схема залов нашего театра заполнялась с большими пробуксовками. Это были первые ощутимые проблемы с продажами билетов в этом сезоне. Ситуация с коронавирусом еще не разрушила наш привычный комфортный алматинский уклад, но, мне кажется, люди уже в начале марта стали интуитивно избегать массовых мероприятий.
Когда не продан зал, легче отказаться от показа. Оставив артистов вне сцены, так ты хотя бы немного минимизируешь убытки. Все понимают – если в независимом театре нет продаж, нет и гонораров команде. Но в этот раз такое «разумное» решение не работало. 16 и 17 марта в нашем репертуаре стоял спектакль «ЕР-ТӨСТIK», камерная опера, написанная одним из ведущих российских композиторов Александром Маноцковым. Наш самый масштабный спектакль, с большой сборной командой и по разным причинам мы не могли собрать артистов и музыкантов в течение всего сезона – у кого-то гастроли, у кого-то съемки, кто-то переехал жить в другой город.
Наконец, мы свели все графики и весь февраль и март готовились к показу. Все собрались в Алматы, каждый день репетиции, работа со сложнейшей музыкальной партитурой, на финальную часть подготовки приезжает из Москвы композитор. Локомотив под названием «ЕР-ТӨСТIK» уже несется вперед. Это мощная махина, которая состоит из энергии и воли артистов, музыкантов, режиссера, технической и постановочной команды. Как можно отменить спектакль, когда группа пашет 24 часа в сутки? В принципе, можно, но нужно знать, если артисты не выйдут на зрителя после такого интенсива - они больше никогда не соберутся снова. Это закон.
И, в конце концов, задача артистов — репетировать, задача директора — продать билеты, собрать зрителя. И за всеми этими рабочими мыслями в мире ежеминутно меняются события. За окном, в которое мы просто не успеваем смотреть, назревает нечто тревожное.
Вечером 12 марта мы принимаем решение делать на первую дату онлайн трансляцию. За ночь находим партнеров, которые могут обеспечить ее технически, договариваемся. Был план на первый показ с помощью трансляции сделать интернет промо, а второй - продать уже офлайн.
На следующий день 13 марта акимат публикует постановление о том, что деятельность всех театров в Казахстане приостановлена в связи с ограничительными мерами, направленными на недопущение распространения коронавируса. Продажа билетов невозможна в принципе. Мы переносим дату прямой трансляции с 16 на 17 марта, чтобы успеть оповестить людей и прессу, а так же меняем время показа с 19:00 на 20:30 – людям к эфиру нужно преодолеть пробки.
15 марта объявлено в том, что будет введен режим ЧП, закрывается граница, мы переживаем, что композитор Александр Маноцков не сможет нормально вылететь домой и меняем ему билет. За несколько часов до вылета в твиттере посольства РК в России читаем разъяснения – все иностранцы могут спокойно уехать после, и Саша остается выпускать с нами спектакль в эфир.
За что я бесконечно благодарна нашей команде, это за то, что на фоне всей этой неразберихи, которая продолжалась несколько дней, никто не остановил репетицию и не сказал - все ребята, расходимся, кина не будет. Я знаю, что никто даже об этом не подумал.
17 марта в день трансляции мои единственные нервы были связанны с качеством интернета, так как никогда не знаешь, чего ожидать от властей в период кризиса в стране. Когда именно они захотят закрыть эту заслонку? Организовать прямой эфир спектакля – это практически плюнуть в вечность – ведь тебя могут смотреть несколько тысяч человек и, если произойдет какой-то косяк – технический или актерский – кому ты потом это объяснишь?
Еще мы в Алматы привыкли что наша публика – она добрая, она прощает тебе все и любит тебя даже, если на сцене случилась какая-то лажа, а ты потом выходишь такой на поклон, улыбаешься открыто и все забывается. Но показывать спектакль на весь мир – это уже иная ответственность – перед коллегами из других стран, перед профессиональными критиками, перед отборщиками международных фестивалей. Им достаточно посмотреть пару минут, чтобы понять ценность и качество твоей работы.
В драматургии есть понятие «генеральное событие» и сейчас мы все подчинены именно ему. CORVID-19 заставит многие театры переходить в онлайн и держать свое лицо перед всем миром. Быть собраннее, быть профессиональнее, решительнее и мужественнее.
Мы принимаем участие в онлайн-марафоне ко Всемирному дню театра, потому что важно идти дальше, даже если не знаешь, что будет завтра. Жить пока одним днем. Пока. Есть мы и генеральное событие. #театрбудетиграть по всем правилам хорошей драматургии.
Спектакль «ЕР-ТӨСТIK» можно посмотреть здесь.
Для тех, кто хочет поддержать театр, «который впервые оказался в такой ситуации», но «не останавливает свою работу и ждет своих зрителей», ARTиШОК разместил экстремальный краудфандинг на площадке StartTime.
Поддержите журналистику, которой доверяют.