4189
10 октября 2025
Алмас Кайсар, Власть

Железная леди Венесуэлы

Мария Мачадо стала обладательницей Нобелевской премии мира

Железная леди Венесуэлы

В пятницу мир замер в ожидании лауреата Нобелевской премии мира 2025 года. Столь пристальное внимание к этой награде было связано, в том числе, с активными дискуссиями о том, должен ли эту премию получить президент США Дональд Трамп. Тем не менее, премию получила Мария Корина Мачадо, лидер оппозиционных сил Венесуэлы, находящейся в политическом кризисе уже свыше десяти лет.

«Демократия отступает на международном уровне, и Мачадо получает премию, прежде всего, за ее усилия по продвижению демократии в Венесуэле», — заявили в Нобелевском комитете.

Из-за угроз арестов, которым подвергаются другие оппозиционные политики, сама Мачадо, еще с прошлого года скрывается внутри страны. В интервью The New York Times она говорила, что живет одна, в «секретном месте».

Последний раз ее видели на протестах в январе этого года против очередной инаугурации президента Венесуэлы Николаса Мадуро.

Мачадо посвятила десятки лет борьбе с авторитарным режимом Мадуро в Венесуэле, называя свою главную цель — восстановление демократии в стране.

«Это сделает Венесуэлу светлым, процветающим, справедливым и свободным обществом, куда дети вернутся, и никому никогда больше не придётся покидать страну», — считала она.

фото REUTERS/Carlos Garcia Rawlins

Сам режим Мадуро берет свое начало с президентства Уго Чавеса, который был избран в 1999 году на базе социалистического «Движение за Пятую республику». При нем, в период до 2011 годов, уровень бедности сократился вдвое — до 32%. Государство активно наращивало расходы, о особенности на образование и здравоохранение.

Однако с его смертью, к власти пришел Николас Мадуро, который пытался управлять страной в период обвала цен на нефть в 2014 году и последовавшей за ней международной изоляцией и санкциями Соединенных Штатов. Все это привело к тому, что более 70% венесуэльцев живут в бедности, а с 2014 года страну покинуло 8 миллионов человек (из 28 миллионов).

Падение его популярности сделало его режим авторитарным, побудив начать репрессии против оппозиции.

С тех пор разные политики бросали вызов Мадуро, и Мачадо стала одной из самых популярных и консолидирующих фигур в движении. Она стала единым кандидатом от оппозиции на президентских выборах в 2024 году, но суд запретил ей баллотироваться, после чего она отдала эту возможность своему сподвижнику Эдмундо Гонсалесу.

Сами выборы прошли благодаря соглашению с оппозицией при посредничестве США. В рамках него, Штаты обещали снять часть экономических санкций.

По ее итогам, Мадуро набрал 51% процентов голосов, а Гонсалес 44%. Оппозиция не признала итогов выборов. Мачадо заявила, что их собственные подсчеты указывают на победу Гонсалеса с 67%.

После выборов по стране прошли демонстрации оппозиции, по итогам которых были массовые задержания, а сам Гонсалес выехал из страны.

Фото: Global Look Press/Miguel Juarez Lugo

«Нужно понимать, что это борьба добра со злом. Это серьезная и духовная борьба. Как бы тяжело это ни было, я абсолютно убеждена, что мы победим», — говорила Мачадо.

После этого Мачадо продолжила свою борьбу. Она приветствовала победу Трампа на выборах и назначение Марко Рубио на должность государственного секретаря, предложив им возобновить кампанию давления на Мадуро. По ее мнению, властям США стоит отменить смягчение санкций и предъявить новые уголовные обвинения соратникам действующего президента Венесуэлы.

В СМИ Мачадо окрестили «Железной леди», также как и бывшую премьер-министрку Великобритании Маргарет Тэтчер, в том числе потому что сама она выражала восхищение ею. Главная их схожесть заключается в близости консервативной экономической политики, которая вылилась в атаки на профсоюзы и рабочее движение в стране, а также сокращение социального государства Великобритании.

Мачадо, презентуя свой экономический план, сделала упор на приватизацию и дерегулирование, а также инвестиционные соглашения, преимущественно для США. Она предложила стратегию роста в $1,7 триллионов на 15 лет в Венесуэле.

«Наше послание нефтяным компаниям: мы, безусловно, хотим, чтобы вы были здесь. Мы хотим, чтобы вы здесь добывали не жалкие крохи в пару сотен тысяч баррелей в день. Мы хотим, чтобы вы здесь добывали миллионы баррелей в день», — заявила она.

По мнению Мачадо, эти изменения и инвестиционные соглашения невозможны без демократии и верховенства права в Венесуэле.

В это же время сам режим Мадуро пытается договориться с администрацией Трампа, которая назвала его режим «наркотеррористическим картелем», сосредоточила военные корабли в Карибском море и начала взрывать суда, которые, по утверждениям американских чиновников, перевозили наркотики из Венесуэлы.