Айсулу Тойшибекова, Vласть
За свое 28-летнее существования один из крупнейших лагерей в системе ГУЛАГ Карагандинский исправительно-трудовой лагерь стал домом и могилой для сотен тысяч человек, попавших в жернова репрессивной машины Советского Союза. Спустя 80 лет с момента начала большого террора Vласть вспоминает, о том, как все начиналось.
Коллективизация и последующая за ней индустриализация страны требовали огромных человеческих ресурсов, при этом с минимальными затратами. Тогда было решено, что отстраивать промышленные и продовольственные центры будут заключенные. 11 июля 1929 года Совет народных комиссаров СССР принял постановление «Об использовании труда уголовно-заключенных», согласно постановлению все осужденные на срок от трех лет передавались Объединённому государственному политическому управлению, которое занималось борьбой с контрреволюцией и шпионажем. Весной 1930 года Совнарком утвердил «Положение об исправительно-трудовых лагерях». Этот документ регулировал работу всех исправительно-трудовых лагерей. Для всех эта деятельность преподносилась как охрана коммунистического общества от социально опасных элементов, использование человеческих ресурсов неблагонадежных граждан во благо Советского Союза. Именно изнурительным ежедневным трудом они должны были искупить инакомыслие.
«Исправительно-трудовые лагеря имеют задачей охрану общества от особо социально-опасных правонарушителей путем изоляции их, соединенной с общественно-полезным трудом, и приспособления этих правонарушителей к условиям трудового общежития»
Раздел I, пункт первый общих положений
«Положение об исправительно-трудовых лагерях»
Фото Галины Жувакиной
Заключенные лагерей классифицировались по трем категориям. К первой категории, согласно положению, относились заключенные из числа рабочих, крестьян и служащих, имевшие до вынесения приговора избирательные права и осужденные впервые на сроки не выше 5 лет не за контрреволюционные преступления. Ко второй категории относились все те же представители рабочего класса, но осужденные на сроки выше 5 лет. К третьей – все нетрудовые граждане, осужденные за контрреволюционные преступления.
К контрреволюционной деятельности в Советском Союзе относились очень серьезно. Самая знаменитая статья Уголовного Кодекса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики – 58-ая, она имела 14 пунктов и 4 подпункта, устанавливала наказание за контрреволюционную деятельность в самых разных ее проявлениях – от государственного переворота до недонесения на члена семьи и саботаж. Аналогичные ей статьи существовали в Уголовных Кодексах других союзных республик.
Здание управления Карлага в поселке Долинка. Фото с сайта shahtinsklib.kz и из архива Музея памяти жертв политических репрессий
Очень скоро по стране начали создавать десятки лагерей. ГУЛАГ имел в своем подчинении 64 крупных филиалов, 500 исправительно-трудовых колоний, 770 промышленных колоний, 414 совхозов. В декабре 1931 года на базе совхоза силами НКВД был создан Карагандинский исправительно-трудовой лагерь или, как его еще называли, Карлаг. Он занимал площадь трех районов Карагандинской области: Тельманского, Жана-Аркинского и Нуринского, основная территория лагеря простиралась с севера на юг на 300 км, с востока на запада – на 200 км. На этой территории располагались многочисленные аулы и поселки, созданные и заселенные немцами еще во времена Столыпинских реформ. Одним из таких было и село Долинское или Долинка в 45 километрах от Караганды.
«Сама Долинка была образована еще в начале XX века. На этой территории. Сюда, на освоение земель, еще во время столыпинских реформ приезжали немцы. Альтграденрайт – именно так называлось село Долинка на немецком – Священная благодатная долина. В 1909 году Долинка получает статус поселковой единицы, тогда же была образована Долинская волость. В 1931 году, когда был образован Карлаг, Долинка становится его «столицей». Все население, проживавшее на территории Карлага, было насильно выселено за пределы лагеря. Период создания лагеря совпал с коллективизацией, и, как правило, людей выселяли с полной конфискацией имущества», – рассказал научный сотрудник Музея памяти жертв политических репрессий в поселке Долинка Иван Кондрашев. Он проводит экскурсии для посетителей музея.
Фото Галины Жувакиной
Одной из целей создания Карлага стало создание крупной продовольственной базы для индустриальных центров: Караганды, Балхаша и Карсакпая. Кроме того, заключенные лагеря стали бесплатной рабочей силой для предприятий угольной и металлургической промышленности.
Советских граждан, признанных неблагонадежными, в вагонах для перевозки скота отправляли со всего Советского Союза этапами в Казахстан. Здесь их ждал изнурительный каторжный труд. По данным за 1951 год, 58,5% всей деятельности было связано с сельским хозяйством (на животноводство приходилось 48,2%, на растениеводство – 51,8%); на промышленность – 41,5%.
Карлаг представлял из себя не просто лагерь, это было своеобразное государство в государстве со своими воинскими формированиями, телеграфами, железнодорожными станциями, типографиями. Карлаг подчинялся непосредственно управлению Главному управлению исправительно-трудовых лагерей в Москве. По состоянию на 1931 год Карагандинский лагерь имел 14 отделений и 64 участка; спустя 10 лет, в 1941 году – 220 отделений, 159 участков; в 1953 году – 26 отделений, 192 лагерные точки, на его территории располагалось 106 животноводческих ферм, 7 огородных и 10 пахотных участков. В 1940 году в хозяйстве Карлага находилось 17 710 голов крупного рогатого скота, 193 158 голов овец, 5 814 голов лошадей, 567 свиней, 3 729 рабочих волов. Работа для узников лагеря не заканчивалась никогда: теплое время года занимались сельским хозяйством, в холодное — работали на заводах и фабриках.
Прощайте, детки. Меня судила тройка, я враг народа
Короткая записка плотника Филиппа Селезнева детям. Он был арестован и осужден в 1937 году внесудебным органом уголовного преследования, так называемой, «тройкой», состоявшей из начальника областного управления НКВД, секретаря обкома и прокурора области. История его семьи, родом из Курской области, описана в книге Екатерины Кузнецовой «Карлаг: по обе стороны “колючки”».
Фото предоставлено Музеем памяти жертв политических репрессий
В первую очередь, репрессиям подверглись религиозные служители, интеллигенция, дворянство, офицеры, крестьяне. В 1937 году начался Большой террор, на этот период приходится массовая чистка как в высших эшелонах советской власти, так и среди ученых, представителей интеллигенции, простых рабочих и крестьян. А перед войной в степи Казахстана, известные своим суровым климатом, начали ссылать целые народы — переполненные товарные вагоны со «спецпереселенцами» шли со всего Советского Союза в Сары-Арку неделями.
Железнодорожная станция Карабас, 2004 год. Фото Центрального государственного архива кинофотодокументов и звукозаписи
В разное время заключенными Карлага было много известных ученых, среди них востоковед Лев Гумилев. В марте 1951 года он был сослан в карлаговскую пересылку на станцию Карабас на полгода.
По словам Ивана Кондрашева, за 28 лет существования через Карлаг прошли более миллиона человек. Силами этих людей была построена промышленность Центрального Казахстана, в первую очередь Карагандинский угольный бассейн, Джезказганский и Балхашский медеплавильные комбинаты. Наибольшее количество репрессированных пришлось на военные и послевоенные годы, когда в лагерь ссылали депортированные народы, военнопленных и советских солдат и офицеров, побывавших в фашистском плену: в период с 1942 года по 1949 год количество заключенных выросло с 42 тысяч до 65-75 тысяч человек. С 1931 по 1959 годы в Карлаге на свет появились 1507 детей, однако условия в жизни в лагере способствовали высокой смертности как среди взрослых, так и среди детей: в сентябре и октябре 1945 года в Карлаге умерли 98 из 514 детей.
Фото предоставлено Центральным государственным архивом кинофотодокументов и звукозаписи
Точной цифры погибших заключенных Карлага и других трудовых лагерей на территории Казахстана нет, счет идет на десятки тысяч человек: это более полутора тысяч справок на расстрелянных; еще больше погибших от болезней и рук лагерной охраны.
В подготовке материала принимала участие Юлия Панкратова